Студенческая группа в социометрии
ВВЕДЕНИЕ
Личность, группа, коллектив, общество - явления, которые взаимосвязаны логикой развития человечества. Поэтому личность человека нельзя рассматривать вне того социального контекста, органической подсистемой которого она является. Между тем социальная среда состоит из различных элементов, играющих неодинаковую роль во всей общественной системе, оказывающих на человека весьма различное по силе и по характеру влияние. В обществе существуют и малые, и большие социальные группы. Человек подвержен влиянию как одних, так и других. Непосредственное воздействие социальных факторов микросреды, малых групп имеет большое значение, поскольку оно опосредует действие факторов макроуровня, преломляя их через свою призму.
В малой группе определяющими являются непосредственные отношения и взаимодействия между ее членами, эмоциональный контакт, податливость или сопротивление групповому давлению, социально-психологическая совместимость и т. д. В коллективе как определяющие выступают те взаимодействия и взаимоотношения людей, которые опосредованы целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным общественным и личностно-значимым содержанием.
Содержание
ВВЕДЕНИе……………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ МАЛОЙ ГРУППЫ……………6
1.1 ВИДЫ ГРУПП И ИХ ФУНКЦИИ ………………………………….6
1.2 СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ СТАТУС В ГРУППЕ…………………..8
1.3 СПЛОЧЕННОСТЬ ЧЛЕНОВ ГРУППЫ…………………………….9
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ………………………….17
2.1 ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЫ И СТУДЕНЧЕСКОГО ОТРЯДА КАК КОЛЛЕКТИВА…………………………17
2.2 РАЗВИТИЕ СПЛОЧЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА…………………………………………………………………19
2.3 ЛИДЕРСТВО В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ……………………..21
ГЛАВА III. СОЦИОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ………………………………26
3.1 ОПИСАНИЕ исследования……………………………………26
3.2 ПОКАЗАТЕЛИ исследования…………………………………30
3.3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ исследования……………………..32
3.4 РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………………………………..36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….40
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………….43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………43
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………44
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………45
ПРИЛОЖЕНИЕ 5………………………………………………………...46
ПРИЛОЖЕНИЕ 7………………………………………………………47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г. Социальная психология. – М.: Изд. РГУ, 2004. – 230 с.
2. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика. Упражнения. Игры. - СПб.: Социально-психологический центр, 1996. – 380 с.
3. Демчук И.В. Исследование динамики малых групп в процессе тренинга. – Ярославль, 2002. – 116 с.
4. Десев Любен. Психология малых групп. Социальные иллюзии и проблемы. - М.: «Прогресс», 1979. – 254 с.
5. Как построить свое «я» / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Просвещение, 1991. – 258 с.
6. Коломинский Я.Л. Социально-психологические проблемы взаимоотношений в малых группах и коллективах // Вопросы психологии. – 1971. - №6.
7. Кон И.С. Социология личности. - М.: Наука, 1967. – 312 с.
8. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. – 328 с.
9. Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. – 276 с.
10. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1 / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. - М.: Наука, 1990. - 232 с.
11. Милорадова Н.Г. Студент в зеркале психологии // Архитектура и строительство России. 1995. № 9.
12. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ, студентов пед. ин-тов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. - М.:Просвещение, 1990. - 301 с.
13. Немов Р.С. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 512 с.
14. Нонан Э. Студент как личность // Высшее образование в Европе. 1994. Т. 19. № 3.
15. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э.А. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 548 с.
16. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1997. – 376 с.
17. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.И.Абраменко, А.А.Алексеев, В.В.Богословский и др.; Под ред. А.И.Щербакова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 288 с.
18. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. - М.: ПРОГРЕСС, 1995. – 230 с.
19. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
20. Психология / Под ред. Крылова А.А. – М.: Проспект, 2002. – 584 с.
21. Робер М. - А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. - М.: Прогресс, 1988. - 256 с.
22. Сенько Т.В., Куренькова В.Г. Статусная психотерапия как метод коррекции положения человека в группе: Метод. рек. - Минск, 1987. – 186 с.
23. Социальная психология: история, теория, эмпирические исследования / Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Изд-во Лен-го ун-та, - Ленинград, 1979. – 390 с.
24. Социология., Учебное пособие / А.Н.Елсуков, Е.М.Бабосов, А.Н.Данилов и др. Под ред. А.Н.Елсукова - Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998. - 560 с.
25. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Дону, 1997. – 736 с.
26. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных ответов по психологии. – Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2001. – 282 с.
27. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение, 1988. – 288 с.
28. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 288 с.
29. Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Московский психотерапевтический журнал. - 1994. - № 4.
30. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. - М.: Наука, 1972. – 328 с.
ИЛ-лидер не побоится остаться «один против толпы», но узнать мнение ИЛ-лидера обычно можно, лишь прямо спросив его об этом. ИЛ-лидер считает излишним еще раз объяснять собственные планы, если из его действий и так видно, чего он добивается. Всегда устремленный в будущее, опережающий свое время, ИЛ-лидер редко имеет группу соратников и единомышленников, движущихся вперед столь же быстро.
4. ИЭ-лидер (интуитивно-эмоциональный). Д. Кейрси называет ИЭ-лидера «катализатором», потому что основной чертой лидера этого типа являются ориентация на межличностные отношения и стимуляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым он сотрудничает. В отличие от ИЛ-лидера и СР-лидера, ориентированных на решение проблем самой системы организации, «катализатору» более свойственно стремление разрешать проблемы людей в организации. «Катализатор» - самый демократичный из лидеров, внимательный к личным проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реализации потенциала каждого члена команды и лишь во вторую - о документации или архитектуре системы. Оптимизм «катализатора», проявляющийся во взаимоотношениях с коллегами, его неутомимая энергия, направленная на развитие и совершенствование способностей окружающих, его умение отметить лучшие стороны профессиональных и личностных качеств членов группы чаще всего оцениваются окружающими по заслугам. Если же имеет место непонимание, «катализатор», не ощущая «обратной связи», бывает обескуражен, расстроен и часто покидает данную группу.