Изучение агрессивности современного подростка
Введение
На разных этапах развития общества, особое внимание всегда уделялось молодёжи, как одной из самых многочисленных социальных групп. Несмотря на прогресс в различных сферах жизни общества, роста значимости информационных технологий в жизни людей, а в особенности в жизни подростков, благодаря которым те могут получать большой объём информации, проблемы, с которыми люди сталкивались на протяжении всей истории человечества, остались. Буллинг, непринятие особенностей других людей, желание самоутвердиться за их счёт,- всё это лишь малый список проблем, встречающихся и в наши дни. Наличие агрессивных тенденций в подростковой среде - одна из острейших социальных проблем современного общества, в котором за последние годы лишь повысился уровень преступности, в основном среди подростков. Ее особенности, причины возникновения и последствия чрезвычайно важны. Они вызывают интерес у ученых многих стран мира.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1 Теоретические основы исследования………………………………5
Агрессивность, сущность понятия агрессии, ее виды 5
Особенности развития подростка в современных условиях, психофизиологические особенности ………………………………9
Агрессивное поведение у подростков …………………………………………12
Выводы по главе 1…………………………….16
Глава 2 Практические основы исследования……………………………….17
2.1 Организация и методы исследования………………………………………..17
Выводы по главе 2……………………………………………………22
Заключение……………………………23
Список литературы………………………………24
Список использованной литературы
1. Аликина Н. В. Принципы диагностики агрессивного поведения. – М.: 2002.
2. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – М.: 2000, № 6.
3. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – М.: 2002, № 3.
4. Василькова Ю.В.Социальная педагогика: Курс лекций. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
5. Иванченко В. Н., Асмолов А. Г., Ениколопов С. Н. Агрессивное поведение у детей // Вопр. психол. – М.: 2000, № 2.
6. Исаев Д.Д., Журавлёв И.И., Дементьев В.В., Озерецковский С.Д. «Типологические модели поведения подростков с различными формами аддиктивного поведения», Санкт-Петербург, 1997.
7. Исследования по проблемам возрастной и педагогической науки. / Под ред. М.И.Лисиной. – М., 1980.
8. Кон И.С.Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1990.
9. Крич Д., Кратчфильд Р. Несправедливость, агрессия, справедливость// Вопросы психологии. – 2009. – №112.
10. Першанина Е.«Проблема профилактики педагогической запущенности подростков», журнал «Советская педагогика», 1984, № 5.
11. Басс А.Г. « Психология агрессии. Вопросы психологии.» — М: ТЦ Сфера, 1967.
12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – М, 2007.
13. Рейнустер Д. Это в ваших силах. - М.: «Прогресс», 2006.
14.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб, 2007.
15.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. –М.:2000.
16.Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции», Москва, 1996.
17.Фролов Ю.А. Хрестоматия «Психология подростка». – М.: Российское Педагогическое Агенство, 2007.
18. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001.
19. Кондакова О. Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте. — М : АСТ, 2018.
20. Берковиц Л.- Агрессия: причины, последствия и контроль
Основными факторами в подростковом возрасте являются: сознательная регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении. Эти факторы являются результатом собственного опыта ребенка, полученного в результате включения в жизнь общества и различной общественной деятельности. Важно сказать, что временные рамки для подросткового периода имеют условный, ориентировочный характер. В психологии до настоящего времени ведутся дискуссии о хронологических рамках подросткового периода. Существует множество точек зрения. Л.С. Выготский пишет « существуют пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет». Э. Эриксон пишет « подростковый возраст приходится на смену идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет». Л.Ф. Обухова пишет: « по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие – от 11 до 20».