Актуальные вопросы применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел и юстиции
Введение
Актуальность темы исследования определяется тем, что одной из важных задач развития социальной сферы является обеспечение безопасности населения.
Высокий уровень преступлений и правонарушений, как правило, влечёт за собой и увеличение числа нападений на сотрудников органов внутренних дел (далее ОВД) и юстиции при выполнении ими своих служебных обязанностей. Нередко сотрудники полиции не могут противостоять правонарушителям из-за слабого уровня правовых знаний и навыков практического применения специальных средств. Для этого каждый сотрудник органов внутренних дел обязан проходить специальную подготовку и постоянно повышать свой профессиональный уровень.
Для того, чтобы опасность для личности и общества была снижена к минимуму, необходимо принять комплексные меры, которые будут направлены на ослабление криминогенной обстановки в стране, повышать профессиональные возможности государственных органов по защите правопорядка, а также совершенствовать методы и формы борьбы с преступностью.
Всеобщая декларация прав человека , принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, провозглашает, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту законом; никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению и наказанию.
Статья 17 Конституции Российской Федерации закрепляет одно из основополагающих конституционных гарантий, положение о том, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовые основы применения специальных средств сотрудниками органов внутренних дел и юстиции……………………………………………6
1.1.Понятие и виды специальных средств………….........................................6
1.2.Законодательное регулирование применения специальных средств……………………………………………………………………………11
2.Порядок применения специальных средств………………………….14
2.1.Применение специальных средств сотрудниками органов внутренних дел………………………………………………………………………………...14
2.2.Применение специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………...23
Список использованных источников………………………………………..2
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ; от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ; от 21 июля 2014 г. №11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января; 2014. 4 августа.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ 1996. №25. Ст. 2954.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08 января 1997 № 1-ФЗ (ред. от 20.12.2017) // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.
4. Закон РФ от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 28.12.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.
5. Федеральный закон от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 07.03.2018) // Российская газета. 2011. 8 февраля; 2011. 10 февраля.
6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 1999 №1436 «О специальных средствах и огнестрельном оружии, используемых ведомственной охраной» (ред. от 18.01.2018) // СЗ РФ. 2000. № 2. Ст. 221.
Международные правовые акты
7. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996.
8. «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка» (принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998.
9. Резолюция № 56/261 Генеральной Ассамблеи ООН «Планы действий по осуществлению Венской декларации о преступности и правосудии: ответы на вызовы XXI века» (принята в г. Нью-Йорке 31.01.2002 на 93-ем пленарном заседании 56-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
Монографическая и учебная литература
10. Баумтрог В.Э. Специальные средства органов внутренних дел и средства индивидуальной бронезащиты: Учебное пособие. Барнаул, 2017. 63 с.
11. Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 2011. 47 с.
12. Кемпф В.А. Основы применения специальной техники в профессиональной деятельности сотрудника полиции: Учебное пособие. Барнаул, 2012. 70 с.
13. Князев Н.В., Мураити А.В., Попандопуло Д.В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: Учебно-наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области. 2012. 48 с.
14. Рожков С.Ю. Средства активной обороны и обеспечения специальных операций. Ставрополь, 2012. 22 с.
15. Обеспечение личной безопасности сотрудника ОВД при проведении обыска, наружного осмотра, проверки документов, надевании наручников и связывания правонарушителей / под ред. Н.Н. Устяжанина. М.: ДГСК МВД России, 2012. 152 с.
Научные статьи
16. Азаренко С.В. К вопросу об отстранении сотрудников органов внутренних дел, не прошедших проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3. С. 44-48.
17. Бардадым И.С., Попандопуло Д.В., Напханенко И.П. Проблемы обучения применению специальных средств органов внутренних дел образовательными организациями МВД России // Юристъ – Правоведъ. 2015. № 6 (73). С. 97-103.
18. Васильев Ф.П., Косиковский А.Р. Применение специальных средств сотрудниками полиции МВД России // Российский следователь. 2012. № 4. С. 36-41.
19. Голубцов В.А., Полушкина Е.А. Документирование фактов применения специальных средств сотрудниками уголовно-исполнительной системы. 2017. С. 94-96.
20. Демченко Н.В., Волков П.А., Панфилова О.В. Особенности применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 2 (40). С. 191-199.
21. Николюкин С.В. Правовые основы использования служебных собак // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10 (41). С. 125-129.
22. Подчерняев А.Н. О некоторых аспектах применения специальных средств органами внутренних дел // Наука и практика. 2014. № 4 (61). С. 66-70.
23. Сильников А.М. Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 3. С. 66-70.
24. Симоненко А.В. Правовые основы применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и оружия // Современная наука. 2012. № 1. С. 42-46.
25. Холоднов С.А. Новое в законодательстве о применении специальных средств в учреждениях уголовно-исполнительной системы. 2017. С. 246-252.
26. Шленков А.Г. Особенности применения специальных средств и огнестрельного оружия сотрудниками уголовно-исполнительной системы. 2014. С. 177-180.
Диссертации и авторефераты диссертаций
27. Конарев М.Ю. Уголовная ответственность сотрудников уголовно-исполнительной системы России за неправомерное применение физической силы, специальных средств и оружия: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2014. 24 с.
28. Сильников А.В. Организационно-правовые основы применения сотрудниками полиции специальных средств принуждения: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2014. 30 с.
Применение специальных средств сотрудниками ОВД и органов юстиции регламентируется законодательными и подзаконными актами Российской Федерации на федеральном уровне. Данные законы базируются на основных нормативно-правовых установках международного гуманитарного права и, в частности, «Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка», Венской декларации о преступности и правосудии. В ст. 21 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Таким образом, сотрудники, применяющие на службе и в своей деятельности специальные средства, обязаны соблюдать и не нарушать данное конституционное положение.