Конституционные основы статуса прокуратуры
Введение
Актуальность выбранной темы.
Прокуратура Российской Федерации занимает важное место в системе органов государственной власти. Одной из особенностей её статуса является многофункциональный характер прокурорской деятельности, направленной на обеспечение в Российской Федерации верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. В разные исторические периоды прокуратура наделялась различными полномочиями и функциями. Но главным ее предназначением во все времена было стоять на страже основ государственного строя и целостности Российской Федерации, прав и свобод граждан, законодательных интересов юридических лиц. 1 Поэтому очень важно, чтобы прокуратура Российской Федерации оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», расширяла свои возможности по воздействию на состояние законности. Необходимо повышение ее правового статуса как органа, входящего в систему государственной власти. В разные исторические периоды прокуратура наделялась различными полномочиями и функциями. Но главным ее предназначением во все времена было стоять на страже основ государственного строя и целостности Российской Федерации, прав и свобод граждан, законодательных интересов юридических лиц. 1 Поэтому очень важно, чтобы прокуратура Российской Федерации оставалась федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», расширяла свои возможности по воздействию на состояние законности. Необходимо повышение ее правового статуса как органа, входящего в систему государственной власти. В ходе истории прокуратура наделялась различными полномочиями и функциями. Но главной ее задачей во все времена было стоять на защите основ государственного строя и единстве Российской Федерации, прав и свобод граждан, законодательных интересов юридических лиц. Поэтому бесспорно важно, чтобы прокуратура Российской Федерации оставалась и была закреплена федеральным, централизованным надзорным органом и органом уголовного преследования с оставлением за нею всех функций, определенных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», расширяла свои возможности по влиянию на состояние законности. Обязательно повышение ее правового статуса как органа, состоящего в системе государственной власти.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовые основы организации и деятельности прокуратуры. 5
1.1 Понятие прокуратуры Российской Федерации. 5
1.2. Структура прокуратуры Российской Федерации 5
1.3. Функции прокуратуры Российской Федерации. 7
1.4. Принципы организации и деятельности прокуратуры. 7
Глава 2. Место прокуратуры Российской Федерации в системе федеральных органов государственной власти и взаимодействие с ними. 12
2.1. Органы прокуратуры РФ и органы федеральной законодательной, исполнительной, судебной власти. 12
2.2. Прокуратура как особая ветвь государственной власти. 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
1. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ «О
2. судебной системе Российской Федерации» с последующими
3. изменениями и дополнениями.
4. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ «О
5. судебной системе Российской Федерации» с последующими
6. изменениями и дополнениями.
2.Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями; Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 с последующими изменениями и дополнениями.
3. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 (последняя редакция)
Учебные пособия:
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 4-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2003.;
2. Валуйский В.И. О некоторых проблемах прокурорского надзора в условиях правовой реформы // Вестник Волгогр. ун-та, сер. 3, Экономика. Право - 1996 - вып.1.
3. Дегтярева Н.Н. Конституционно-правовой статус прокуратуры в Российской Федерации.
4.Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2015.
Интернет источники:
1. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/70fad83f82c7c7173008c14666f860c9e50732da/
2. https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_66/activity/legal-education/explain?item=58823591
3. https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-osnovy-statusa-prokuratury
4. https://sovetandreevka.ru/information/prokuratura/17051/
5. https://ленинский.екатеринбург.рф/новости/142861
6. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=399215
Вряд ли стоит доказывать, что прокуратура в Российской Федерации не входит, как утверждают некоторые авторы, в систему законодательной власти в качестве своеобразного контрольного органа. "В составе законодательных органов нет и не может быть аппарата, который бы осуществлял надзор за законностью в деятельности полиции, ведомств, должностных лиц. В соответствии с теорией разделения властей такого рода функции не могут быть возложены на законодательные органы". Мнение о принадлежности прокуратуры к судебной власти имеет достаточно весомое обоснование, так как те функции прокуратуры, которые связаны с уголовным преследованием, обеспечивают возможность осуществления правосудия по уголовным делам. Кроме того, включение прокуратуры в систему судебной власти ставит ее деятельность в подконтрольное суду положение и гарантирует независимость судов в процессе рассмотрения уголовных дел от давления со стороны прокуроров, что соответствует положениям Концепции судебной реформы в Российской Федерации о постепенном отмирании общенадзорной функции прокуратуры, превращении уголовного преследования в доминирующую функцию прокуратуры, а самой прокуратуры – в объективный орган обвинительной власти. Очевидно, включение статьи о прокуратуре в гл. 7 Конституции Российской Федерации "Судебная власть" было связано с намерением разработчиков Основного закона ограничить полномочия прокуратуры уголовным преследованием, однако сохранение надзорных полномочий, не связанных с уголовным преследованием, не дает возможности относить современную прокуратуру к судебной власти.