Управление дебиторской задолженностью организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях расчеты организации являются неотъемлемой частью финансовой деятельности. Дебиторская задолженность является тем ресурсом, которая относится к активной части финансовых средств.
Процесс управления дебиторской задолженностью, с одной стороны, является частью маркетинговой полити¬ки организации, с другой - составляющей финансового управления деятельностью организации. Задачей финан¬сового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью как активами организации с целью оптимизации ее размера и обеспечения своевре¬менной индексации долга. В условиях формирования рыночной экономики России организации с разными формами собственности получили широкую самостоятельность в вопросах обеспечения их сырьем, кадрами, организации процесса производства продукции, услуг, оплаты труда, в установлении размера индивидуальной заработной платы, выборе систем оплаты труда, определении расходов на оплату и т.д. Дебиторская задолженность может возникнуть по всем видам расчетов организации с контрагентами и является их составной частью. Основной вид взаимных долговых обязательств имеет место при расчетах с поставщиками и подрядчиками. Рациональная организация контроля за состоянием расчетов способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности организаций за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния организаций.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью
1.1 Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности
1.2 Нормативно-правовое регулирование управления дебиторской задолженностью
1.3 Методика анализа управления дебиторской задолженностью
Глава 2. Анализ дебиторской задолженности
2.1 Краткая экономическая характеристика организации
2.2 Анализ дебиторской задолженности
2.3 Меры по улучшению управления дебиторской задолженностью
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИОК ИСПОЛЬЗОВАНННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ, 01.07.2020)
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1995 (ред. от 31.07.2020) № 51 – ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2018. - №32, ст. 3301.
3) Абрютина М.С. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятий: Учеб. пособие для вузов. / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Дело и Сервис, 2019. – 265с.
4) Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. Пособие для экон. спец. вузов. / Л.Л. Ермолович, Л.Г. Сивчик, Г.В. Толчак, И.В. Щитникова. – Мн.: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2017. – 507с.
5) Артеменко В.Г., Беллендир М.В. Финансовый анализ: Учебное пособие. – М.: Издательство «ДИС», НГАЭиУ, 2018. – 128 с.
6) Астринский Д., Наонян В. Экономический анализ финансового положения предприятия // Экономист. – 2019.- № 12.
7) Афанасьва О.Д. Факторы экономического роста: оценки и прогноз.// Экономист. – 2020. - №1.
8) Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 241 с.
9) Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика,2019. – 208с.
10) Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учбное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2018. - 215 с.
11) Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1,2. – К.: Ника-Центр, 2018. – 512 с.
12) Бляхман Л.Г.Экономика Фирмы.Учебное пособие для вузов. – Спб.: Издательство Михайлова В.А., 2020. – 278 с.
13) Вахрин П. И. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: Учебное пособие – М.: Издательско – книготорговый центр маркетинг, 2021. – 429 с.
14) Гиляровс
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики организации связан с ориентацией на уменьшение кредитного риска. Организация отказывается сознательно от получения высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска, минимизация сроков предоставления кредита и его размера, ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости, использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции, увеличение периода предоставления кредита и его размера, снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров, предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.