Влияние коммерческих инноваций на эффективность деятельности розничной торговли
Введение
Значимость изучения влияния инноваций состоит в том, что на данный момент розничная торговля относится к одному из главных секторов экономики, где инновационные процессы является движущей силой в её развитии, что в свою очередь несёт за собой увеличение внедрения современных технологий, а также повышение качества товаров и услуг как изготовителями, так и продавцами конечному клиенту.
Продовольственные торговые сети являются наиболее развитыми видами торговли, и поэтому основные инновации и технологии торговли в розничных магазинах разрабатываются и реализуются именно в этом сегменте.
Торговая отрасль трансформируется в результате изменения образа жизни потребителя и развития ИТ-технологий. Современные темпы жизни обусловливают стремительный рост продаж в формате «магазин у дома» и интернет-магазинах, пользуется большой популярностью услуги доставки (Яндекс.Лавка, Самокат, Сбермегамаркет, Пятёрочка-доставка, в том числе и Лента-доставка) и прочие сервисы, которые помогают сэкономить время покупателям. Другая тенденция в розничной торговле связан с ежегодной инфляцией и постоянным уменьшением реальных доходов населения, который провоцирует спрос на промо-акции, расширение форматов супермаркетов типа "дискаунтеры", магазин распродаж, магазин фиксированных цен. В текущей ситуации форматы продовольственных магазинов типа "супермаркет" и "гипермаркет" проигрывают по нескольким направлениям: больше времени клиенты затрачивают для покупок из-за обычно удаленного расположения магазинов и их большых площадей, часто не предлагают более низкие цены на определенные группы товаров, в отличие от магазинов, специализирующихся на распродажах или от магазинах "у дома" с их спецпредложениями и акциями. Эти тенденции отразились на расстановке сил в рейтинге крупнейших ритейлеров: "Метро", "Ашан", "ОКей" потеряли свои позиции. При этом небольшим игрокам на рынке становится все труднее и труднее вести успешный бизнес в измененных условиях. Нередко они не способны конкурировать с крупными игроками в объемах закупок, и, следовательно, не могут предложить покупателям лучшие цены. Поэтому за последние несколько лет выявилось движение в сторону объединения с крупным бизнесом или поглощение большими компаниями малых.
Содержание
Введение......................................................................................................................3
1. Теоретические основы исследования коммерческих инноваций в розничной торговле……………………………………………………………………..…..…5
1.1 Роль и значение розничной торговли………………………...………....…..5
1.2 Понятие и виды инноваций в розничной торговле……….……………......10
1.3 Виды инноваций в розничной торговле………………….……………..…..13
2. Исследование влияния коммерческих инноваций на эффективность деятельности ООО «Лента» гипермаркет «Лента»…………..……..…...……….18
2.1 Общая характеристика ООО «Лента» гипермаркет «Лента»…..........…........18
2.2 Коммерческие инновации ООО «Лента» гипермаркет «Лента»..……..……20
2.3 Предложения по внедрению коммерческих инноваций ООО «Лента» гипермаркет «Лента»…………………………………………………..…………..25
Заключение...............................................................................................................29
Список литературы.................................................................................................32
Приложения..............................................................................................................35
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.12.2009 № 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ, 04.01.2010, № 1, ст. 2.
3. О защите прав потребителей. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 140.
4. Борисов К.Ф. Розничная торговля /К.Ф. Борисов. – С.Пб.: Лань-Трейд, 2017. – 194 с.
5. Еременко В.И. Новеллы в правовом регулировании торговой деятельности в Российской Федерации /В.И. Еременко // Законодательство и экономика, 2017. - № 1. - С. 7 - 13.
6. Игнатова М.Ю. Деятельность торгового предприятия / М.Ю. Игнатова. – М.: Кнорус, 2017. – 285 с.
7. Конев Б.С. Розничная торговля: особенности деятельности и управления /Б.С. Конев. – М.: Альпина Бук, 2018. – 202 с.
8. Кузьмина В.П. Розница / В.П. Кузьмина. – М. ЮНИТИ, 2016. – 370с.
9. Манойлов В.Л. Управление в торговле / В.Л. Манойлов. – М.: Дело, 2015. – 421 с.
10. Миронова М. На волне RFID // Точка продаж. 2013. №75, январь – февраль. С. 23-36.
11. Савенкова И.В., Нефедова Н.А., Кульш М.И. Тенденции развития инноваций: от их возникновения до настоящего времени // Мировая индустрия: экономические и инновационные аспекты: коллективная монография / под общей редакцией Н.А. Адамова. – М.: ЭКЦ «Профессор», 2015. – 300 с
12. Шумская Е.А. Торговая деятельность / Е.А. Шумская. – М.: Логос, 2017. – 327 с.
13. Главная проблема в розничной торговле // Электронный ресурс. Режим доступа: https://delovoymir.biz/glavnaya-problema-v-roznichnoytorgovle.html (дата обращения 01.05.2020)
14. Татищев П. Азиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.forbes.ru/biznes/347351-aziatskoe-prityazhenie-pochemuvostochnye-rynki-bolshie-no-neprostye (дата обращения 01.05.2020)
15. Итоги сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства за 2017 год // Электронный ресурс. Режим доступа: http://portal.b14.ru/ (дата обращения 01.05.2020)
16. К 2025 году Минпромторг России планирует довести долю электронной торговли в общем объеме торговли до 20 процентов // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51181.html/ (дата обращения 01.05.2020)
17. Кулиев А. Тенденции ритейла 2016 года, о которых должен знать каждый коммерсант // Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.kom-dir.ru/article/1567-tendentsii-riteyla (дата обращения 01.05.2020)
18. Михайлов С. Сделано в странах восходящего ритейла /С. Михайлов // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.arendator.ru/articles/155214sdelano_v_stranah_voshodyacshego_ritejla/ (дата обращения 01.05.2020)
19. Обзор и прогноз для рынка розничной торговли России в 2018-2019https://promdevelop.ru/obzor-rynka-roznichnoj-torgovli-v-2018-2019-v-rossii/ (дата обращения 01.05.2020)
20. Оборот розничной торговли в России за 2018 год составил более 30 трлн рублей https: //www.dp.ru/a/2019/01/25/Oborot_roznichnoj_torgovli (дата обращения 01.05.2020)
21. Ромахина Е. Розничная торговля: проблемы и их решение /Е. Ромахина // Электронный ресурс. Режим доступа: http://imspm.spb.ru/articles/88043.php (дата обращения 01.05.2020)
22. Внедрение инноваций в ритейле: основные преимущества и недостатки. URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/c/2014/C40/V2/025.pdf (дата обращения 01.05.2020)
23. Технологии, которые изменят торговлю / Продвижение продовольствия. Prod&Prod. 2010. №02. URL: DV-Reclama.ru (дата обращения 01.15.2020)
24. Умная тележка. URL: http://www.sostav.ru/blogs/63913/7932/ (дата обращения 01.05.2020)
25. Электронные ценники. URL:: http://new-retail.ru/marketing/Prikljuchenija+jelektronikov/ (дата обращения 01.05.2020)
26. RFID метка. URL: http://www.idexpert.ru/technology/121/ (дата обращения 01.05.2020)
27. RFID технология в розничной торговле. URL: http://asupro.com/gps-gsm/system/rfid-technology-retail.html (дата обращения 01.05.2020)
Основными товарными категориями товаров по количеству реализованной продукции считаются спиртные напитки, плоды фруктовых деревьев, корнеплоды, кулинария и кисло-молочные продукты, сыры, кондитерские товары. В каждую категорию продовольственных товаров входят деликатесные предложения. Их доля колеблется от 29% до 47%. Конкурентами ООО «Лента» гипермаркет «Лента» являются розничные сети, такие как «ОКей», «АШАН», «Метро», «Магнит», «Перекресток» Отличием является то, что в ООО «Лента» гипермаркет «Лента» хорошее качество обслуживания, высокий количество рекламы. Достоинство - режим работы, магазин работает 24 часа. Отдельно хотелось бы рассказать про онлайн-торовлю и продажи через приложения для смартфонов. В 2021 году продажи продуктов и товаров через интернет у «Ленты» достигли 19,34 млрд рублей, увеличившись на 208% в сравнении с 2020-м, когда показатель измерялся 6,27 млрд рублей. Такие данные ритейлер обнародовал 27 января 2022 года. Онлайн-продажи через партнеров выросли в два раза – до 10,63 млрд рублей с 5,26 млрд рублей. Собственные сервисы «Ленты» продемонстрировали более высокие темпы роста. Так, продажи сервиса доставки «Лента онлайн» повысились более чем в девять раз (на 813%), до 8,085 млрд рублей с 886 млн рублей годом ранее. Продажи через сервис click & collect выросли в пять раз (на 406%), до 631 млн рублей.