Развитие воображения старших дошкольников
Введение
Психическое развитие ребенка, полноценное проживание им каждого возрастного этапа онтогенеза, названное психологом Л.А. Запорожцем амплификацией детского развития, является актуальной психологической и педагогической проблемой в любом обществе. Социально-экономическое развитие общества на сегодняшний день, занятость родителей, обилие электронных игрушек и гаджетов не могут не отразиться на психологических портретах детей, выражающих особенности современных дошкольников.
Представления детей об окружающем мире, ценности, игры задаются взрослыми, а интересы и мечты рождаются самими детьми, конечно, при наличии воображения.
Как известно, раннее проявление интересов и склонностей ребенка говорит о его одаренности. А мечты обогащают психическую жизнь ребенка и служат своеобразными «маяками» в море его жизни. Анализ периодической психолого-педагогической литературы показывает, что многие современные дети не умеют мечтать. Многие дети (это особенно проявляется в начальной школе) не имеют выраженных интересов.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические аспекты развития воображения у детей старшего дошкольного возраста ……………………………………………..….6
Психолого-педагогические подходы к проблеме развития воображения в старшем дошкольном возрасте………….….6
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста…………..…………………………….8
Роль игры в развитии воображения дошкольников…….…16
Глава 2. Развитие воображения старших дошкольников в процессе игровой деятельности……………………………………………………………………..19
2.1 Организация и методы исследования ………………...……………..19
2.2 Игры для развития воображения старших дошкольников……………………….…………………………...........................28
Заключение……………………..…………………………………....……38
Список использованной литературы…………..……………………..….39
Приложение 1…………………….……………………....…………...…..42
Приложение 2…………………………………………...………...………44
Список использованной литературы
1. Адамьянц, Т.З. Дети сегодня и их возрастные особенности Текст. / Т.З. Адамьянц // Мир психологии. 2004. - № 1. - С. 105-113
2.Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) [Электронный ресурс] // https://ped-kopilka.ru/blogs/kokovina-oksana/konsultacija-na-temu-psihologo-pedagogicheskaja-harakteristika-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 27.05.2022)
3.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
4.Воронова В.Л. Творческие игры старших дошкольников.- М.,2011.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения // опыт теоретического и экспериментального–психологического исследования. – М., 1986. – 320 с.
6.Выготский Л.С. Воображение и творчество. — М., 2011.
7.Эльконин Д.Б. Игра: ее место и роль в жизни и развитии детей. // Дошкольное воспитание. – 1981. — № 5.
8.Венгер, Л.А. Восприятие и обучение [Текст] / Л.А. Венгер. – М.: Просвещение, 2013. – 365 с.
9.Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст] / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966. – № 6. – С. 66-68.
10. Дьяченко, О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко, А.И. Кириллова // Вопросы психологии. – 2003. – № 3. – С. 107-114.
11. Игры для развития воображения старших дошкольников [Электронный ресурс] // https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/10/19/igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-voobrazheniya-detey-doshkolnogo ( дата обращения: 01.06.2021)
12. Люблинская, Г.О. Детская психология [Текст] / Г.О. Люблинская. – М.: Высшая школа, 2014. – C. 89-97.
13.Михайленко, Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре [Текст] / Н. Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. – 1993. – № 4. – С. 18
14. Мухина, В.С. Психическое развитие и обучение [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо, 2
Заметно преобладание в группе детского сада общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки. Появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры; в отношениях возникает конкурентность, соревновательность. В целом же для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. В старшем дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет внеситуативно-деловую форму. Основное стремление некоторых дошкольников – жажда сотрудничества, которая возникает в играх с правилами. Эта форма общения способствует развитию осознания своих обязанностей, поступков и их последствий, развитию произвольного, волевого поведения, что является необходимым условием для последующей учебной деятельности.