Использование принципа наглядности при обучении английскому языку в старших классах
Введение
Актуальность исследования. Проблема использования наглядности на уроках иностранного языка была и остается актуальной. В настоящее время, когда человечество стремится к обществу без границ, стремится к приобщению к культурному наследию и духовным ценностям народов мира знание иностранного языка, как мощного инструмента межкультурной коммуникации, стало востребованным и престижным. Поэтому, сегодня в обучении иностранного языкам, значительно расширилась область применения наглядности в обучении иностранным языкам и усложнился ее инвентарь: от движений и жестов, от картинок и предметов до видеофильмов и сложных компьютерных программ, с помощью которых учитель на уроке и во внеклассной работе по предмету имеет возможность продемонстрировать фрагменты объективной действительности. Иностранный язык относится к числу школьных предметов, которым учащиеся овладевают в процессе активной речевой деятельности, в четырех ее видах - говорении, аудировании, чтении письма. Поэтому такие средства обучения, как наглядные пособия, дают возможность обеспечить мотивационно - побудительный уровень общения. В настоящее время в средней школе в рамках коммуникативного метода существует немало способ мотивировать учащихся на общении и на начальном, и на среднем, и на старшем этапах обучения иностранному языку. Одним из полезных и эффективных способов, конечно, служит наглядный материал, который способствует к побуждению высказывания на языке. С помощью отдельных предметов, картин, серией картин, фотографий, схем, рисунков, все возможных ассоциограмм у учителя будет возможность создать на уроке иностранного языка и вне его такие ситуации, которые будут успешно стимулировать и мотивировать учебную речевую деятельность учащихся и вызывать потребность говорить на иностранном языке.
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Роль наглядности в обучении иностранным языкам…………… 5
Понятие наглядности как дидактического принципа обучения…..... 5
Классификация наглядности в обучении иностранному языку.…..... 15
Наглядность как компонент развития внимания на уроках иностранного языка………………………............................................. 25
Эффективное применение принципа наглядности при обучении иностранным языкам………………................................. 31
Требования к структуре и содержанию наглядного материала для обучения устной речи…………………................................................ 31
Разработка и применение комплекса упражнений по развитию устной речи учащихся старших классов на основе наглядности........ 38
Использование зрительных опор с целью активизации устной речи учащихся на уроке иностранного языка……....................................... 44
Заключение…………………………………………………………………... 54
Список использованных источников……………………………………. 56
Список использованных источников
1 Алхазишвили А.А. Психология обучения устной речи на иностранном языке. – М., 2017. 129 с.
2 Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка. – М., 2016. – 231 с.
3 Миролюбов А.А., Рахманов И.В., Цейтлин В.С. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 2016. – 126 с.
4 Пальмер, Гарольд Е. Устный метод обучения иностранному языку. – М., 2016. – 236 с.
5 Скалкин В.Л. Английский язык для общения. – М., 2017. – 168 с.
6 Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2017. – 495 с.
7 Рувинский Л.И., Кобыляцкий И.И. Основы педагогики.- М.: Просвещение, 2018. - 225 с.
8 Гез Н.И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2017. С. 124.
9 Бим И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника. - М., Просвещение, 2016. - с. 278.
10 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2015. – 156 с.
11 Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М., Просвещение, 2016, с. 278.
12 Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. М.: Русский язык, 2017. – 239 с.
13 Сафонова В.В. Программы по английскому языку для 10 - 11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. - М.: Просвещение, 2015.
14 Алхазишвили А.А. Основы овладения устной иностранной речью. М., Просвещение, 2018. с. 334.
15 Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам. М.: Высшая школа, 2016. с. 256.
16 Бодалев А.А. Об общении и учете его характеристик при работе с людьми. Л.: ЛГУ. 2017. с. 346.
17 Бухбиндер В.А. Устная речь как процесс и как предмет обучения // Очерки методики обучения устной речи на иностранных языках / Под ред. В.А. Бухбиндера. Киев: КГУ. 2019. с. 568.
18 Вайсбурд М.Л. Типология учебно-речевых ситуаций // Психолого- педагогические проблемы интенсивного обучения иностранным языкам. М.: МГУ. 2015. с. 386.
19 Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. М.: МГУ. 2016. с. 348.
20 Витт Н.В. Фактор эмоциональности в обучении иностранному языку // Иностр. языки на неспециальных факультетах. М.: МГПИИЯ. 2018. с. 124.
21 Возрастная и педагогическая психология / Ред. А.П. Петровский. М.: 2017. с. 486.
22 Воронина Е.К. Влияние установки, создаваемой словесной инструкцией на аудирование // Тезисы докладов. Научно-методическая конференция. - М.: МГПИИЯ. 2016. с. 68.
23 Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение. 2018. с. 274.
24 Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: РАО/МПСИ. 2017. с. 396.
25 Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение. 2016. с. 248.
26 Калинина С.В., Миролюбов А.А. Дидактические основы программы по иностранным языкам // Советская педагогика. 2018. № 11. С. 19.
27 Карманова Н.А. Основы теории планирования учебного процесса по
28 иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение. 2018. – 372 с.
29 Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл. 2017. с. 456.
30 Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение. 2016. – 234 с.
31 Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 2017. – 495 с.
Учитывая все параметры, можно условно выделить в развитии речевого умения три стадии - начальную, основную и завершающую. Следующая таблица наглядно представляет эти стадии и соответствующие им параметры. Вполне понятно, что данное деление условно: возможно такое положение (а так чаще всего и бывает), когда разные параметры находятся одновременно на разных уровнях. Разумеется, предложенное соотношение упражнений (их уровня и количества) весьма относительно, конкретные условия обучения могут заставить скорректировать его. Немаловажную роль в организации условий обучения MB играет создание комплексов упражнений, поскольку отдельно взятые упражнения не смогут обеспечить развития всех параметров речевого умения (всех качеств MB). В основу построения комплекса следует положить принцип доминантности, который означает, что в каждом из комплексов во главу угла ставится одно качество MB. Но поскольку все качества взаимосвязаны, а развитие их взаимообусловлено, то направленность на становление одного качества обязательно повлечет за собой развитие всех остальных. Чтобы построить комплекс, нужно: а) определить цель, ради которой он строится (какое качество будет доминантным); б) определить необходимые речевые задачи, которые будут способствовать развитию данного качества, и их количественное соотношение; в) распределить опоры согласно стадиям и условиям обучения; г) определить последовательность и соотношение упражнений соответственно стадиям развития умения [18].