Интернет-ориентированные педагогические технологии в вузе
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие современной системы высшего образования сопровождается поиском совершенно новых подходов к организации образовательного процесса в высших учебных заведениях. Преподаватель, реализующий компетентностный подход в высшей школе, использует современные образовательные технологии, направленные на качественное улучшение образовательного процесса.
Применение современных активных и интерактивных технологий в сфере образования позволяет повысить качество обучения на всех его ступенях (бакалавриат, магистратура), создают предпосылки для развития профессиональных компетенций у студентов. Среди разнообразных направлений информатизации образования внедрение интернет-технологий в учебный процесс является одним из приоритетных. Это объясняется тем, что современное общество испытывает сильное влияние со стороны компьютерных технологий, проникающих во все сферы человеческой деятельности, обеспечивающих распространение информационных потоков среди населения и доступ к глобальному информационно-образовательному пространству. Внедрение современных интернет-технологий способствует становлению принципиально новой системы образования, которая способствует быстрому и эффективному доступу студентов к информационным образовательным ресурсам по сравнению с традиционными средствами обучения 1, с. 36.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………… 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ ……………................................................ 6
1.1. Проблемы активного внедрения интернет-технологий в систему высшего образования …………………………………………………. 6
1.2. Ресурсное обеспечение интернет-ориентированных педагогических технологий в образовательном процессе вуза … 10
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ….. 14
2.1. Реализация интернет-ориентированных педагогических технологий в условиях дистанционного обучения ………………….. 14
2.2. Методические рекомендации по применению интернет-ориентированных педагогических технологий в вузе (на примере web-квест-технологии) ……………………………………………….. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………….. 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхин О.И. Интеграция интерактивных и интернет технологий в образовательном процессе высшей школы / Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2016 г.) / Науч. ред. С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – 387 с. – URL: https://arz.unn.ru/pdf/nau/2016/web.pdf (дата обращения: 15.05.2022). – С. 36-39.
2. Баженов Р.И. Использование системы Moodle для организации самостоятельной работы студентов // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. – 2014. – № 3 (93). С. – 174-175.
3. Банарцева А.В. Новые образовательные технологии в помощь преподавателю вуза. E-Learning. – URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/novye-obrazovatelnye-tekhnologii-v-pomoshh-prepodavatelyu-vuza-e-learning.html (дата обращения: 12.04.2022).
4. Боброва И.И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению / И.И. Боброва // Информатика и образование. – 2009. – № 11. – С. 124-125.
5. Данченок Л.А., Невоструев П.Ю. SMART-обучение: основные принципы организации учебного процесса. // Открытое образование. 2014. № 1 (102). С. 70-74. ISSN: 1818-4243eISSN: 2079-5939
6. Ефимова И.Ю. Использование информационных технологий для осуществления межпредметных связей / И.Ю.Ефимова, О.О.Веремеенко // Сборник научных трудов Sworld. – 2013. Т. 27. – № 4. – С. 53-56.
7. Жданов С.А., Каракозов С.Д., Маняхина В.Г. Интеграция электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс педагогического ВУЗа // Информатика и образование. 2015. № 2 (261). С. 17–21.
8. Иконникова Г.Ю., Лисовская Н.Б., Тужикова Е.С. Проблема цифровизации в современном образовании (на примере РГПУ им. А. И. Герцена) / Психология человека в образовании. – 2020. – Т. 2. – № 2. – С. 150-156. – URL: https://psychinedu.ru/index.php/main/issue/view/7/7 (дата обращения: 29.04.2022).
9. Краткий обзор современных интернет-ориентированных образовательных технологий Электронный ресурс. – URL: https://znanio.ru/pub/1674 (дата обращения: 12.04.2022).
10. Кручинин М.В., Кручинина Г.А. Применение Web-квест-технологии в самостоятельной работе студентов вуза при изучении гуманитарных дисциплин / Современные Web-технологии образовательного назначения: перспективы и направления развития: сборник статей участников Международной научно-практической конференции (13-15 мая 2016 г.) / Науч. ред. С.В. Миронова, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ. – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016. – 387 с. – URL: https://arz.unn.ru/pdf/nau/2016/web.pdf (дата обращения: 15.05.2022). – С. 164-172.
11. Малиатаки В.В., Киричек К.А., Вендина А.А. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-kak-sovremennoe-sredstvo-realizatsii-aktivnyh-i-interaktivnyh-metodov-obucheniya-pri (дата обращения: 19.05.2022).
12. Матекина Т.В. Интернет-ориентированные педагогические технологии в контексте развития личностных потребностей обучающихся // Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.) / редкол.: Ж.В. Мурзина [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 170-174. – ISBN 978-5-907411-34-0. DOI: 10.31483/r-98861
13. Махмутова М.В. Моделирование информационной образовательной среды вуза в условиях дистанционного обучения / М.В. Махмутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. – 2007. Т. 2. – № 2. С. 8-12.
14. Мовчан И.Н. Структура и содержание информационной деятельности студентов вуза / И.И. Мовчан // Информатика и образование. – 2009. – № 6. – С. 112-114.
15. Мовчан И.Н. К вопросу об использовании технологий дистанционного обучения в ВУЗе // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/09/37153 (дата обращения: 07.05.2022).
16. О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» / Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года № 1836.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – магистратура по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 126 (с изменениями и дополнениями). Редакция с изменениями № 1456 от 26.11.2020.
18. Чиричкина В.В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании [Электронный ресурс]. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027925 (дата обращения: 09.04.2022).
Web-квест-технология является одной из форм проектной деятельности на основе современных интернет-ориентированных педагогических технологий, которая основывается на не очень сложных, но проблемных заданиях. Web-квест – это web-задание, представляющее собой сценарий организации проектной деятельности студентов по любой теме с использованием ресурсов сети Интернет и предполагает работу с большим объемом материала, исследовательскую деятельность и критическое осмысление информации. Проектная деятельность в условиях социокультурного информационного пространства включает современные интернет-технологии, которые позволяют пользователям не только найти и скачать информацию, но и совместно работать и размещать в сети новую информацию, создают открытую, интерактивную образовательную информационную среду, в которой информация, доступная обучающемуся, становиться средством развития его личности 10, с. 164.
В качестве обязательных рекомендаций по применению web-квест-технологии следует выделить следующее:
web-квест предполагает как индивидуальную, так и групповую работу, возможно использование в очном и дистанционном форматах;
web-квесты могут способствовать повышению мотивации учения, при этом моделируя взаимодействие с помощью e-mail, skype, социальных сетей и т.д.;
web-квесты могут быть разработаны в рамках одной дисциплины или же они могут быть междисциплинарными.
Следует обратить внимание на то, что тематика web-квестов определяется содержанием предметной области и отличается высокой степенью вариативности. Использование web-квестов и других творческих заданий в самостоятельной работе студентов на основе образовательных ресурсов сети Интернет в обучении по различным дисциплинам студентов требует определенной сформированности их информационных компетенций. Тематика может предлагаться как преподавателями конкретных учебных дисциплин, так и самими студентами в зависимости от поставленных образовательных целей. Web-квесты могут охватывать отдельную проблему, тему, раздел, учебную дисциплину 10, 167.