Проблема самодетерминации подростков

Скачать курсовую работу, в которой исследуется проблема самодетерминации подростков
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.11.2023
Объем файла
362 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Самодетерминация — основа самоопределения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. От успешности самодетерминации во многом зависит эмоциональное благополучие и качество жизни человека. Актуальность исследования самодетерминации подростков связана с тем, что подростковый возраст является важным этапом в развитии личности, так как, не сформировав у себя личностные качества, необходимые для интеграции в социальную жизнь, многие выпускники школ, зачастую, оказываются неспособными противостоять давлению агрессивной социальной среды, и становятся её жертвами, пополняя ряды асоциальных членов общества. 
Подростки находятся в переходном периоде своего взросления, и как наиболее социально уязвленная группа общества чаще подвергаются негативному воздействию внешней окружающей среды, так как у них отсутствуют сформированные жизненные принципы и ценностно-нормативные ориентиры. Проблемы самоопределения подростков особенно резко обостряются в периоды социально-культурных трансформаций, политико-экономических кризисов, отличающихся стремительными изменениями привычных моделей жизнедеятельности. Становится очевидным смещение гуманистических ценностей на прагматические, а отсутствие чётко заданной системы этических норм создаёт существенные трудности в формировании у неё духовно-нравственной сферы. 

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. ТОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ...…5
Понятие самодетерминации. Теория Деси и Района……………..5
Саморазвитие подростков…………………………………………18
Глава 2. ПРОЯВЛЕНИЕ СМОДЕТЕРМИНАЦИИ ПОДРОСТКОВ…..26
2.1 Исследование самодетерминации подростков……………………26
2.2 Результаты и интерпретация данных исследования………...……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Щукина М. А. Проблема саморазвития личности в парадигме культурно-исторической психологии, Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2014 год

2. Чирков В. И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека. // Вопросы психологии, 1996, №3

3. «Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков» Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леоньтьев, Е.Н. Осин, И.И. Бородкина, 2006 год

4. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018.  «Пять рождений личности: ступени персоногенеза». М.А. Щукина

5. https

6. https://studopedia.ru/21_130086_teori

7. https://cyberleninka.ru/article/n/teo

8. https://lektsii.net/2-32923.html

9. https://publications.hse.ru/mirr

10. http

11. Deci E.L., Ryan R.M. Selfdetermination and intrinsic motivation in human behavior. 1985.

12. Dolinger S.J., Thelen M.H. Overjustification and children's intrinsic motivation: Comparative effects of four rewards // J. Pers. Soc. Psychol. 1978. V. 36. P. 12591269.

13. Eden D. Intrinsic and extrinsic rewards and motives: Replication and extension with Kibbutz workers // J. Applied Soc. Psychol. 1975. V. 5. P. 348373.

14. Garbarino J. The impact of anticipated reward upon crossaged tutoring // J. Pers. Soc. Psychol. 1975. V. 32. P. 421428.

Первый кластер характеризуется чрезвычайно низкими показателями осмысленности жизни (в особенности по шкалам «Процесс» и «Результат»). У представителей этого кластера — диффузный локус контроля, за исключением выраженной экстернальности в межличностных отношениях: они отказывают себе в способности влиять на отношение к себе со стороны других людей. У подростков этого типа затруднена адаптация в семье; их самоотношение выраженно негативное: наблюдаются низкие баллы по шкалам самоуважения, отраженного самоотношения и, в особенности, самопринятия, в сочетании с высокими внутренней конфликтностью и самообвинением. Они в высокой степени склонны к субмиссивности и очень эмоциональны (высокие баллы по этой шкале опросника Белла могут свидетельствовать как о подавлении собственных эмоций, так и о неспособности контролировать их выражение). Учитывая также низкие баллы по основным шкалам CAT (ориентация во времени, поддержка, ценностные ориентации), мы получаем образ зависимой личности: невозможность получения поддержки в рамках здоровых детско-родительских отношений затрудняет развитие автономии, стабильного самоотношения и индивидуальной системы ценностей. Этот кластер соотносится с симбиотическим паттерном развития [5]. Подростки, принадлежащие к этому типу, чувствуют ответственность за реализацию ценностей, навязанных им авторитарными родителями, и вынуждены платить собственной автономией за поддержку с их стороны. 
Характерной особенностью представителей второго кластера является выраженный внешний локус контроля, причем интернальность в области неудач значительно превышает интернальность в области достижений, что указывает на негативное самоотношение. У этих подростков также довольно низкие показатели осмысленности жизни и баллы ниже средних по основным шкалам CAT. Их показатели приспособленности по опроснику Белла приближаются к средним, однако данные МИС говорят об их амбивалентном самоотношении: чрезвычайно низкие баллы по шкале самоуверенности, низкие баллы по шкалам саморуководства и отраженного самоотношения в сочетании с самопринятием и самообвинением, превышающими средние, отражаются в высокой внутренней конфликтности. В целом картину этого кластера стоит интерпретировать как избегание ответственности, связанное, однако, с неуверенностью в собственных силах. Внешне эта неуверенность проявляется как робость и недостаток спонтанности, а высокий уровень самопринятия выглядит протестом, попыткой компенсировать эти особенности. Этот кластер соотносится с конформным паттерном развития [5]. Подросток с таким амбивалентным самоотношением вынужден упускать интересные возможности — ситуации, в которых он может проявить автономию, креативность, — потому что неудачи, как правило, сильнее отражаются на его самооценке, чем успехи. Чтобы поддерживать позитивное самоотношение, он вынужден ограничиваться решением более простых, социально одобряемых задач, что и задает конформный паттерн. Третий кластер выглядит более благополучным.