Особенности развития самооценки в подростковом возрасте

Скачать курсовую работу, в которой исследуются особенности развития самооценки в подростковом возрасте
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
17.11.2023
Объем файла
193 Кб
Количество страниц
38
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Подростковый возраст (отрочество) - период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответственный переходу от детства к юности. Это время необычайно важно для каждого человека, наполнено событиями и переменами, противоречиями и бурями. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. В этот период подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Возникают сменяющие друг друга увлечения. Личная нестабильность порождает противоречивые желания и поступки: подростки во всём стремятся походить на сверстников, пытаясь при этом выделиться в группе; хотят заслужить уважение, но бравируют недостатками; требуют верности, но часто меняют друзей. В настоящее время проблема самооценки в подростковом возрасте становится одной из самых известных в психологии личности. Значимое внимание уделяется изучению процессов создания и деятельности невменяемой самооценки и ее связь с умением контактировать. Относительно устойчивая самооценка складывается у подростка под влиянием оценок со стороны окружающих, прежде всего - ближайших взрослых и ровесников, семьи, а также в процессе личной работы подростка и самостоятельной оценки ее результатов. В нашей жизни самооценка оказывает влияние на эффективность работы и на развитие индивидуума. Умея адекватно оценивать себя, человек легче найдет свое место в жизни, зная собственные истинные возможности и способности - достигнет поставленных целей и задач, а также сможет сформировать межличностные отношения. Таким образом, мы считаем, что для современного общества вопрос о влиянии уровня коммуникативных знаний и умений на развитие самооценки личности подростка является актуальным.

 

Содержание
Введение……………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты изучения особенностей развития самооценки в подростковом возрасте……………………………………… 6
1.1. Понятие и сущность самооценки в психологии..………………. 6
1.2. Психологические особенности развития самооценки личности в подростковом возрасте…...………………………………………………. 12
1.3 Особенности формирования, пути и уровни самооценки в подростковом возрасте……………………………………………………… 21
2. Экспериментальное исследование особенностей развития самооценки в подростковом возрасте……………..……………………….. 27
2.1. Обоснование методов исследования……………………………. 27
2.2. Анализ результатов исследования психологических особенностей развития самооценки в подростковом возрасте.…………

Заключение…………………………………………………………… 34
Список использованных источников………………………………. 37
Приложения…………………………………………………………... 40

Список использованных источников:
1. Авдулова, Т. Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Т. Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 132 c.
2. Анна, Яценко und Оксана Истратова Подростковый возраст / Анна Яценко und Оксана Истратова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 132 c.
3. Герасимова, Г.Е. Аудит, анализ, самооценка... Выпуск №5 (32), 2004: моногр. / Г.Е. Герасимова. - М.: НТК «Трек», 2016. - 991 c.
4. Забродина, Дарья Структура самосознания подростков / Дарья Забродина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 132 c.
5. Кашкарёва, Людмила Умственное развитие подростков Психолого-педагогический мониторинг / Людмила Кашкарёва. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 176 c.
6. Козлов, Алексей Как повысить самооценку. Способы воспитания здорового эгоизма (+ CD) / Алексей Козлов. - М.: Речь, 2018. - 176 c.
7. Купер, Д. Как повысить свою самооценку / Д. Купер. - Москва: ИЛ, 2018. - 224 c.
8. Мэрфи, Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку / Дж. Мэрфи. - М.: Попурри, 2015. - 487 c.
9. Божович, Л.И. Психогигиена детей и подростков/Л.И.Божович - М.: Медицина, 2015. - 224 c.
10. Психология подростка. Полное руководство / Под редакцией А.А. Реана. - М.: Прайм-Еврознак, 2016. - 512 c.
11. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс. - М.: Питер, 2019. - 205 c.
12. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс, Ким Долджин. - М.: Питер, 2018. - 816 c.
13. Реан, А.А. Психология подростка / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 136 c.
14. Сурьева, Наталия Приват-критика. Отрочество. Книга 2 / Наталия Сурьева. - М.: Издательство «Наталии Сурьевой», 2016. - 312 c.
15. Адлер, А. Понять природу человека / Пер. Е.А. Цыпина. - СПб.: «Академический проект», 2013, 256 с.
16. Анкудинова, Н.Е. Об особенностях оценки и самооценки учащихся 6 - 10 классов учебной деятельности // Вопросы психологии, 2015, №3, с. 131 - 138.

Но, рассматривая стиль семейного воспитания, следует помимо его методов и средств учитывать и характер взаимодействия в семье, ее положение в обществе, порядок рождения детей, способность к самообеспечению и принадлежность к какой-либо группе [12].
Данную взаимосвязь можно доказать и представить более подробно исследованиями С. Куперсмита, описанными О.Н. Молчановой, согласно которым можно выделить условия формирования низкой, средней и высокой самооценки в зависимости от поведенческого компонента родительского отношения [20]. Условиями формирования низкой самооценки по Куперсмиту являются: требования родителей от детей, незаинтересованность родителей в благополучии и развитии ребенка, повторный брак родителей, их конфликты и низкая неудовлетворенность матерью взаимоотношениями в семье.