Формирование общеучебных умений в процессе обучения английскому языку в начальной школе
Введение
Обучение иностранному языку становится неотъемлемой частью начального этапа обучения в отечественной школе, вызывает острую необходимость скорейшей разработки, прежде всего, такой базовой методической категории как содержание процесса обучения. Согласно классическому взгляду на содержание обучения, общеучебные навыки и умения являются его неотъемлемым компонентом. Между тем, данный вопрос является полемичным. Методисты по-разному видят компоненты содержания процесса обучения иностранному языку в начальной школе. В нашем исследовании мы придерживаемся такой структуры содержания обучения иностранному языку, которая включает в себя общие учебные умения, рациональные приемы умственного труда, обеспечивающие формирование речевых навыков и умений самосовершенствоваться в языке. Общеучебные умения, на наш взгляд, необходимо начинать формировать еще в начальной школе, так как именно в ней складывается новая социальная ситуация развития, требующая от ребенка особой деятельности - учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована в виде умений учиться. Именно это и является специфической задачей обучения младшего школьного возраста. Поэтому, в свете вышесказанного, основополагающими умениями, составляющими содержание обучения иностранному языку в начальной школе, должны быть общеучебные, сформированные с учетом особенностей познавательных процессов младших школьников и возрастных возможностей учащихся. Проблема формирования навыков и умений занимает большое мес¬то в педагогике и психологии. Предметом научных исследований ста¬ли различные аспекты этой проблемы. Ценный вклад в ее разработку внесли, в частности, труды Д.Н. Богоявленского, Е.И. Бойко, Л.С. Вы¬готского, П.Я. Гальперина, И.А. Зимней, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова. Результаты исследований, посвященных вопросам формирования навыков и умений, были использованы и развиты в некоторых работах, рассматривающих эти вопросы применительно к условиям обучения в вузах [1; 2; 3; 4 и др.].
Содержание Введение……………………………………………………………………… 3
1 Теоретические основы формирования общеучебных умений в процессе обучения английскому языку младших школьников............................................................................................. 6
1.1 Содержание обучения английскому языку как базовый компонент процесса обучения…………................................................................... 6
1.2 УМК как форма организации содержания обучения английскому языку в начальной школе.…………....................................................... 9
1.3 Возрастные особенности младших школьников как опосредующий фактор формирования общеучебных умений младших школьников на уроке английского языка.................................................................... 15
2 Методика формирования общеучебных умений в процессе обучения английскому языку младших школьников.................... 31
2.1 Модель процесса обучения английскому языку в начальной школе в контексте формирования общеучебных умений….......................... 31
2.2 Экспериментальная работа по реализации модели процесса обучения английскому языку.................................................................. 35
Заключение…………………………………………………………………. 49
Список использованных источников…………………………………… 51
Список использованной литературы
1 Берман И.М. Проблемы пассивной грамматики: Автореф. дис. ... докт. пед. наук. - М., 2012. - 36 с.
2 Боцманова H.H. Методика обучения чтению оригинальной литературы / использование строевых средств английского языка: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2013. - 28 с.
3 Герман Э.И. К вопросу о формировании грамматических навыков чтения. - В сб.: Вопросы теории и методики преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах педвузов. Сборник научных трудов. - М., 2016. С. 57-62.
4 Годунов Б.П. О параллельном формировании речевых грамматических навыков и научных грамматических понятий при изучении иноязычной речи на I курсе. - В кн.: Вопросы научной организации преподавания иностранных языков в специальных вузах. Тезисы докладов и сообщений. – М., 2016. С. 29-32.
5 Бонди Е.А. О профессиональной направленности в обучении иностранному языку в неязыковом вузе. - Сборник тезисов 1-ой Всесоюзной научно-методической конференции по методике преподавания иностранных языков на неязыковых факультетах университетов. Июнь 1991 г. - М.: Изд-во МГУ, 1991. С. 28.
6 Бонди Е.А. Содержание и структура специализированного практического курса английского языка для студентов-историков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 22 с.
7 Колесник И.И. Некоторые приемы обучения чтению без словаря английской научно-популярной и политической литературы: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 19 с.
8 Савченко Г.К. Интенсификация процесса обучения ознакомительному чтению общественно-политических текстов в неязыковых вузах гуманитарного профиля: Автореф. ... дис. канд. пед. наук. - М., 2015. - 26 с.
9 Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М., 1966. - С. 365.
10 Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М.: Высшая школа, 1998. - С.11.
11 Грузинская И.А. К вопросу о методике навыка понимания текста без перевода. - ИЯШ, 1999, № 6. С. 17-20.
12 Педагогика. - / Под ред. И.А. Каирова. - M., 2000. - 464 с.
13 Артемов В.А. Курс лекций по психологии. - Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 2001. - 421 с.
14 Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам: Пособие для преподавателей и студентов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2017. - 227 с.
15 Милерян Е.А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. - М.: Педагогика, 2013. - 300 с.
16 Теплов Б.М. Вопросы психологии восприятия и мышления. - М.-Д., 2017. - С.76-88.
17 Егоров Т.Г. Психология овладения навыком чтения. - М.: Изд-во АПН, 2016. - 264 с.
18 Иванов П.И. Психология. - Ташкент, 2014. - 239 с.
19 Запорожец A.B. Психология. - М.: Учпедгиз, 2018. - 228 с.
20 Пуни А.Д. Очерки Психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 308 с.
21 Бойко Е.И. Еще раз об умениях и навыках. - Вопросы психологии, 2003, № 1. С. 133-139.
22 Бойко Е.И. К постановке проблемы умения и навыков в современной психологии. М., 2008, № 1. С.41-54.
23 Бойко В.А. Отбор и методическая обработка научных текстов в учебных целях: Дис. ... канд. пед. наук. - Минск, 2010. - 209 с.
24 Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 2006. - 416 с.
25 Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения переводу на слух. - М.: Изд-во ИМО, 2000. - 190 с.
26 Воронин Л.Г., Богданова И.И., Бурлаков Ю.А. Становление речевых навыков при обучении иностранному языку. - В кн.: Новые исследования в педагогических науках, вып. VI, М.: Просвещение, 2002. С.132-137.
27 Данилов М.А. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики. - М.: Просвещение, 2003. - 303 с.
28 Основы дидактики / Под ред. Б.П. Есипова. - М.: Просвещение, 2009. - 472 с.
29 Чебышева В.В. Психология трудового обучения (трудовые умения и навыки и условия трудового обучения). - М.: Просвещение, 2012. - 303 с.
30 Шатилов С.Ф. Виды и взаимодействие навыков и умений в иностранном языке // ИЯШ, 2005. № 4. С. 44-51.
31 Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 2010. – 557 с.
32 Ковалев А.Г. Психология личности, изд-е 3-е, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 2006. - 381 с.
33 Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательного учения. - М.: Изд-во АПН, 2000, вып. 7. С. 42-49
34 Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранных языков. - М.: Высшая школа, 2013. - 159 с.
35 Фоломкина С.К. Методика обучения чтению на английском языке в средней школе: Дис. ... докт. пед. наук. - M., 2006. - 422 с.
36 Buswell G.T. A Laboratory Study of-the Reading of Modern Foreign Languages. - Hew York: Macmillan, 2017. - 100 p.
37 Ермолаева Л.М. Методика обучения чтению текстов по специальности на продвинутом (факультативном) этапе неязыкового вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2016. - 239 с.
38 Hagboldt P. The Relative Importance of Grammar in a German Reading Course. The German Quarterly. - New York, Jan. 2017. - 121 p.
39 Morris I. The Teaching of English as a Foreign Language. - London, 2015. - 296 p.
40 Щерба Л.В. Преподавание иностранных языков в средней школе. Общие вопросы методики.- М.: Изд-во АПН, 2010. – 96 с.
41 Цетлин В.С. Доступность и трудность в обучении. - М.: Знание, 2015. -80 с.
42 Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. - Воронеж: Изд-во ВГПИ, 2017. - 283 с.
43 Рахман С.Е. Статус лексических навыков чтения. - В сб.: Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж: Изд-во Воронежского гос. пед. института, 2016. С. 58-65.
44 Проблемы афазии и восстановительного обучения. Сборник статей. - / Под ред. Л.С. Цветковой. - М.: МГУ, 2015. - 248 с.
45 Андросюк В.Г. Психологические особенности понимания научного текста учащимися: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Киев, 2014. - 24 с.
46 Клычникова 3.И. Психологические особенности обучения чтению на иностранном языке. - М.: Просвещение, 2017. - 224 с.
47 Миньяр-Белоручев Р.К. Общая теория перевода и устный перевод. - М.: Воениздат, 2016. - 237 с.
48 Махмутова Г.К., Булычева С.Ф. Преемственность текстов-упражнений в обучении чтению специальной литературы. - В кн.: Вопросы анализа специального текста. - Уфа, 2014. С. 83-90.
49 Чернов Г.В. Теория и практика синхронного перевода. - М.: Международные отношения, 2016. - 207 с.
50 Пиотровский Р.Г. Информационные измерения языка. - Л.: Наука, 2004. - 116 с.
51 http://tralkova.info/attachments/article/12/Chudinova_obzor.pdf
52 Талызина Н.Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий. - Народное образование, 2018. № 7. С. 36-41
53 Анохин П.К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга // Вопросы психологии, 2010, № 3. С. 10-32.
54 Харламова Н.С. Методика формирования прогностических умений при обучении аудированию: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2019. – 24 с.
55 Гурвич П.Б. Теория и практика эксперимента в методике преподавания иностранных языков. - Владимир, 2017. - 104 с.
Использование пассивной грамматики делает процесс обучения чтению не только более направленным, а значит и более коротким, но и освобождает память студентов от перегрузки» [1]. Место пассивной грамматики при обучении чтению оригинальных текстов велико. Автоматизированное восприятие текста предполагает со стороны читающего умение узнавать грамматическую форму слова, словосочетания, предложения на основе их формальных признаков и соотнести ее с определенным грамматическим значением. «Поскольку грамматические явления в тексте выступают в синтезе для чтения важно овладеть не только набором грамматических форм, но и правилами их узнавания и различения, что без осознания особенностей грамматических форм и способа их функционирования невозможно. Таким образом, при обучении чтению текстов грамматика выступает и средством и объектом специального обучения. При ее объяснении учитывают не только статическую языковую систему, сколько функциональную.