Методика обучения старших школьников эмотивной лексике на уроках английского языка
Введение
Актуальность исследования. В научном сообществе с конца ХХ века наблюдается активное обсуждение важности эмоционального начала в человеке. По мнению ученых, подлинная индивидуальность выражается именно в эмоциональной стороне нашего существа, к которой относятся эмоции, чувства, побуждения, желания, стремления и все то, что составляет духовную жизнь человека (Ш. Балли). Ученые, стоявшие у истоков особой отрасли лингвистики, которая образовалась на стыке психологии и языкознания вследствие принятия антропоцентрической парадигмы в науке, утверждают, что эмоции пронизывают язык на всех его уровнях (Л.Г. Бабенко, Е.Ю. Мягкова, Ю.А. Сорокин, О.Е. Филимонова, В.И. Шаховский и др.).
Именно поэтому исследователи настаивают на необходимости изучения эмоционального пространства языковой личности. Отраслью, изучающей вербализацию, выражение и коммуникацию эмоций является эмотиология или лингвистика эмоций (В.И. Шаховский), которая использует достижения психологии, психолингвистики, когнитологии, лингвокультурологии и других областей научного знания. Ключевым понятием в упомянутой области науки выступает эмотивная компетенция, свидетельствущая о высоком уровне эмоционального интеллекта (Д. Гоулман, Дж. Мэйер, П. Сэловей) языковой личности в процессе речевой деятельности. Основными составляющими эмотивной компетенции являются навыки и умения распознавания и употребления эмотивной лексики, подлежащие формированию и дальнейшему развитию на уроках иностранного языка в профильной школе. Принимая во внимание всё вышесказанное, можно сказать, что лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности. Это определяет её важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя.
Но, несмотря на определённый прогресс в обучении активному и пассивному владению языком, до сих пор ещё не создана целостная теория двух разных аспектов владения языком и не разработаны пути достижения такого владения в процессе обучения. Поэтому эта проблема является актуальной в наши дни.
Содержание
Введение…………………………………………………………………… 3
Теоретические основы использования эмотивного компонента в содержании обучения лексике на уроках иностранного языка в школе.......................................................................................................... 5
Педагогический потенциал иностранного языка................................... 5
Психолого-педагогические основы обучения лексике учащихся общеобразовательных школ ………………………………………… 10
Методические основы обучения лексике……………………………… 14
Место эмотивного компонента в содержании обучения иноязычной лексике.................................................................................................... 18
Лексические средства выражения категории эмотивности………….. 20
Принципы обучения эмотивной лексике…………................................ 22
Реализация обучения эмотивной лексике на уроках иностранного языка……………....................................................................................... 25
Организация практических занятий по развитию лексических навыков речи……………………………………………………………………… 25
Методические основы обучения англоязычной лексике учащихся общеобразовательных школ ………………………………………… 32
Стратегии и приемы обучения эмотивной лексике в старших классах школы.......................................................................................................... 43
Характеристика системы упражнений для овладения эмотивными лексическими единицами на уроках иностранного языка………….... 46
Заключение………………………………………………………………… 53
Список использованных источников………………………………… 55
Список использованных источников
1 Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка школьниками // Иностранная языки в школе. – 1986. – С. 52.
2 Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения) // Иностранные языки в школе. – 1993. – С. 54.
3 Биболетова М.3., Денисенко О. А., Добрынина Н. В. Английский язык. Учебник для 1 класса: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1994. - 255 с.
4 Биболетова М.3., Денисенко О.А., Добрынина Н.В., Трубанева Н.Н. Enjoy Eng1ish 2: Книга для учителя к учебнику Enjoy Eng1ish 2. – Обнинск: Просвещение, 1996. - 331 с.
5 Борзова Г.В. Тексты для чтения на втором этапе обучения // Иностранные языки в школе. – 1990. – С. 25.
6 Варежкина Н.В. Методика английского языка. – М.: Просвещение, 1999. - 350 с.
7 Верещагина И.Н., Рогова Г.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. – М.: Просвещение, 1998. – С. 17-35.
8 Вятютнев М.Н. Обучение иностранному языку в начальной школе // Иностранные языки в школе. –1990. – С. 43.
9 Гальперин П.Я. Современная методика английского языка. – М.: Просвещение, 1995. – С. 45-60.
10 Гальскова Н.Д. Об итогах второго года экспериментального обучения иностранным языкам в начальной школе // Иностранные языки в школе. 1990. – С.15-50.
11 Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П., Тарасюк Н.А. Привет, американский английский: Книга для учителя. – М.: Академия, 1994. - 253 с.
12 Клементьева Т.Б. Времена английского глагола в картинках и играх. – М., 1989. – С. 35-37.
13 Клементьева Т.Б., Монк Б. Счастливый английский. – М., 1992. – С. 96.
14 Комкова И.Ф. Английский язык для детей. – М.: Просвещение, 2000. – С. 40-50.
15 Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб., 2006. –150 с.
16 Кувшинкин В.И. Методика обучения иностранному языку в начальной школе. – М.: Просвещение, 2000. - 250 с.
17 Лурия А.Р. Обучение иностранному языку в начальной школе. – М., 1999. – С. 29.
18 Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Ленская Е. А. Английский язык: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. - 198 с.
19 Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Артамонова И.А. Английский язык: Учебное пособие для класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994. – С.143.
20 Негневицкая Е.И., Никитенко 3.Н., Ленская Е.А. Английский язык: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1992. - 200 с.
21 Никитенко 3.И., Негневицкая Е.И., Ленская Е.А., Английский язык: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 1996. – С.85.
22 Пассов Е.И., Кузовлев В.П., Учитель иностранного языка. – М., 1993. – С.40.
23 Программа развития и обучения дошкольника. – М.: Нева, 2002. – С.4-5.
24 Рогова Г.В., Рабинович Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.: Просвещение, 1991 - 182 с.
25 Столяренков Л.Д. Основы психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 1991. - 526 с.
26 Соловьева Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. – М.: Просвещение, 2005. – С. 55-57.
27 Щерба О.В. Обучение иностранному языку языку в начальной школе. –М., 2005. – С.60-85.
28 Tom Hutchinson OXFORD UNIVERSITY PRESS. Hotline. 2006. - 250 с.
29 Емельянова Е.Ю., Кузовлев В.П., Тарасюк Н.А. Привет, американский английский: Книга для учителя. – М.: Академия, 1994. - 253 с.
30 Ариян М.А. УМК по английскому языку для 2 класса (2 год обучения) // Иностранные языки в школе. – 1993. – С. 54.
Интересный способ лучшего запоминания лексики предлагает Ф.Ф. Миролюбов. Учащимся сообщается несколько «секретных слов», которые будут нужны им на следующем уроке. Учащиеся должны их выучить дома для того, чтобы потом пользоваться ими на уроке. Ученики любят тайны и поэтому выучивание лексики превратиться для них в увлекательное дело. Формированию и развитию лексических навыков, в какой- то степени, способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. Например, заготавливается заранее комплект всех букв алфавита на карточках. На уроке учитель раздает карточки учащимся. Затем называет какое-то слово, например, «chalk». Учащиеся, имеющие карточки с названными буквами должны выйти к доске и стать таким образом, чтобы получилось слово. Можно на доске написать какое-либо слово. По возможности оно должно быть подлиннее. Например, blackboard. Учитель вызывает десять учащихся, они должны написать слова, начинающиеся с букв данного слова. Они пишут по вертикали. Также в качестве орфографической игры можно использовать игру под названием «Anagrams», то есть учащимся предлагаются слова, при изменении порядка букв в которых получается иное слово. Играющие получают от учителя карточку с такими словами. Играющие должны знать значение и данного слова, и нового. Из этого следует, что игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, в творчество учащихся при ознакомлении их с лексическим материалом и автоматизации лексических навыков в речи .Формированию и развитию лексических навыков, в какой- то степени, способствуют орфографические игры, основная цель которых освоение правописания изученной лексики. Большинство игр можно использовать в качестве тренировочных упражнений на этапе как первичного, так и вторичного закрепления. Цель орфографических игр – упражнение в написании иноязычных слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти учащихся, другие основаны на некоторых закономерностях в правописании слов. Большинство игр можно использовать при проверке домашнего задания.