Организация кассовой работы в коммерческих банках: опыт, проблемы, перспективы развития
Введение
На сегодняшний день банковское дело является важной частью современной денежной экономики, сфера его деятельности тесно связана с потребностями воспроизводства. Они обслуживают интересы производителей, являются центром экономической жизни, связывая торговлю и промышленность, сельское хозяйство и население. Важным направлением деятельности банка являются кассовые операции. Они заключаются в принятии наличности от клиентов, зачислении ее на счета, сохранении принятых средств и выдачи наличности по требованиям клиентов. Особенно важным и ответственным для банка является своевременное и полное удовлетворение требований клиентов на выдачу наличности. От этого зависит доверие клиентов к банку, их возможность свободно распоряжаться своими средствами, нормально выполнять свои обязательства по заработной плате и других платежах, которые осуществляются наличностью. Кассовые операции и в первую очередь операции, связанные с обработкой наличных денежных средств, являются одним из важнейших и наиболее трудоемких видов повседневной деятельности коммерческого банка. Решение проблем совершенствования налично-денежного обращения являются приоритетным направлением деятельности для большинства ведущих банков мира. Осуществляя контроль за кассовой работой своих клиентов, банк играет важную роль в соблюдении финансовой дисциплины и в обеспечении устойчивости всей системы налично-денежного обращения в стране.
Содержание
Введение
1 Теоретические основы кассовых операций банка
1.1 Современное состояние налично-денежного обращения в Российской Федерации
1.2 Организация кассовой работы в банке
1.3 Нормативно-правовое регулирование налично-денежных операций кредитных организаций
2 Анализ организации кассовой работы в коммерческих банках на примере ПАО «Ак Барс» Банк
2.1 Краткая характеристика банка
2.2 Порядок кассового обслуживания клиентов и организация документооборота при проведении операций с наличными денежными средствами в ПАО «Ак Барс» Банк
2.3 Перспективы развития налично-денежного оборота на современном этапе
Заключение
Список использованных источников
Приложение 1. Анализ формирования финансовых результатов ПАО «Ак Барс» Банк
Приложение 2. Прием наличных денежных средств в кассу банка от юридического лица
Список источников
1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенарод. голосованием 12 дек. 1993 г. с изм., одобр. в ходе общерос. голосования 01 июня 2020 г. / Российская Федерация. Конституция. – ст. 114.
2. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: часть вторая от 26.01. 1996 г. № 14-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 02.05.2022).
3. Российская Федерация. Законы. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.12.1990 N 395-1 ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения 13.05.2022).
4. Российская Федерация. Законы. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: федер. закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 22.04.2022).
5. Российская Федерация. Законы. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.07.2002 86-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант-Профессионал (дата обращения 23.05.2022).
6. Российская Федерация. Законы. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант (дата обращения: 22.04.2022).
7. Российская Федерация. Законы. О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации [Электронный ресурс]: положение Банка России от 29.01.2018 N 630-П (ред. от 19.08.2021) / Российская Федерация. Законы. – Доступ из СПС Гарант-Профессионал (дата обращения 13.05.2022).
8. Алексеева, Д. Г. Современная банковская система Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 290 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/book/sovremennaya-bankovskaya-sistema-rossiyskoy-federacii-452757. – ЭБС «Юрайт» (дата обращения: 13.02.2022).
9. Басовский, Л.Е. Теория экономического анализа [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 219 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=368179. – ЭБС «Znanium» (дата обращения 24.04.2022).
10. Бочкарева, Е. А. Регулирование банковской деятельности, денежного обращения и валютных операций [Электронный ресурс]: конспект лекций / Е. А. Бочкарева, И. В. Сурина. – М.: РГУП, 2019. – 91 с. – (высшее образование). – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=365157. – ЭБС «Znanium» (дата обращения: 15.04.2022).
11. Воронова, М.А. Современные проблемы расчетно-кассового обслуживания клиентов в коммерческих банках [Электронный ресурс] / М.А. Воронова // Academy. – 2017. – № 3 (18). – С. 39-42. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28433913 (дата обращения: 11.02.2022).
12. Гамза, В. А. Основы банковского дела: безопасность банковской деятельности [Электронный ресурс]: учебник / В. А. Гамза, И. Б. Ткачук, И. М. Жилкин. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2021. – 455 с. – (среднее профессиональное образование). – Режим доступа: https://urait.ru/book/osnovy-bankovskogo-dela-bezopasnost-bankovskoy-deyatelnosti-467443. – ЭБС «Юрайт» (дата обращения: 12.02.2022).
13. Иванов, В. В. Банки и банковские операции [Электронный ресурс]: учебник и практикум для вузов / В. В. Иванов; под редакцией Б. И. Соколова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 189 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/bcode/469795. – ЭБС «Юрайт» (дата обращения:15.02.2022).
14. Казимагомедов, А. А. Банковское дело: организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций [Электронный ресурс]: учебник / А.А. Казимагомедов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 502 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=352179. – ЭБС «Znanium» (дата обращения 25.04.2022).
15. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / О. И. Ларина. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 234 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/book/bankovskoe-delo-praktikum-469402. – ЭБС «Юрайт» (дата обращения: 22.05.2022).
16. Маркова, О.М. Анализ изменения экономической природы наличных денег в условиях цифровой экономики: теоретический подход и практика применения [Электронный ресурс] / О.М. Маркова. // Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2019. – № 2. – С. 31–40. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38191493 (дата обращения: 27.04.2022).
17. Мартыненко, Н.Н. Банковское дело [Электронный ресурс]: учебник / Н. Н. Мартыненко [и др.]. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 217 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/book/bankovskoe-delo-v-2-ch-chast-1-451916. – ЭБС «Юрайт» (дата обращения: 17.05.2022).
18. Морозов, Ю.В. Наличное денежное обращение в России: современные тенденции и проблемы [Электронный ресурс] / Ю.В. Морозова, Е.В. Травкина. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2020. – № 2. – С. 88–92. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43112054 (дата обращения: 17.02.2022).
19. Снурник А.О. Проблемы кассовых операций [Электронный ресурс] / А.О. Снурник // В сборнике: динамика взаимоотношений различных областей науки в современных условиях: сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – Тюмень, 2019. – Часть 2 – С. 143-146. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32456603 (дата обращения: 24.05.2022).
20. Стародубцева, Е. Б. Основы банковского дела [Электронны ресурс]: учебник / Е.Б. Стародубцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 288 с. – (Среднее профессиональное образование). – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=346985. – ЭБС «Znanium» (дата обращения: 14.02.2022).
21. Тавасиев, А. М. Банковское дело [Электронный ресурс]: словарь официальных терминов с комментариями / А. М. Тавасиев, Н. К. Алексеев. – 3-е изд., стер. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. – 652 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://znanium.com/catalog/document?id=358199. – ЭБС «Znanium» (дата обращения: 23.03.2022).
Так же в банке имеется возможность открыть счет в иностранной валюте. И в настоящее время можно открыть счет в следующих валютах: доллары, евро, фунты стерлингов, франки. Можно открыть валютный счет по желанию клиента, но это будут индивидуальные тарифы ведения расчетного счета. После открытия расчетного счета, клиент получает e-tokken с электронной цифровой подписью (ЭЦП) и клиент имеет доступ для совершения операций через Дистанционное банковское обслуживание (ДБО). С точки зрения оперативности открытия расчетного счета, Банк предлагает клиенту открыть счет в течение одного рабочего дня, при условии предоставления необходимых документов. После открытия расчетного счета клиент может напрямую обратиться к сотрудникам дополнительного офиса, где он получит информацию о счете, а также информационно-техническую поддержку. клиенты могут запрашивать необходимые справки, выписки по текущим счетам и получать данные справки в электронном или бумажном виде (в зависимости от выбора клиента). На данный период одним из основных факторов, определяющих успешность и конкурентоспособность коммерческих банков, является прежде всего качество банковского обслуживания. Данная качественная характеристика банка оказывает огромное влияние на конкурентоспособность товаров и услуг среди кредитных организаций, а значит, и на уровень прибыли и доходов. Это явление подтверждает, как по российской практике, так и по мировому опыту, что инвестиции в совершенствование качества обслуживания клиентов считаются как интенсивное развитие и влияние на стабильность роста доходов банка. Огромным вкладом для организации эффективного банковского обслуживания клиентов является своевременное выявление проблем качества обслуживания потребителей, а также их немедленное устранение.