Методы и приемы развития навыков самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку
Введение
Актуальность исследования. Качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Однако анализ практики обучения в средней школе дает основание сделать вывод о том, что самостоятельная деятельность учащихся все еще недостаточно учитывается в образовательном процессе, а учебная деятельность в своем большинстве все еще опирается на репродуктивные формы и методы обучения. Сложилась ситуация, когда устоявшиеся способы и формы работы и осуществления самостоятельной работы требуют осмысления, коррекции и новых педагогических решений. Это обусловлено, прежде всего, расширением поля самостоятельной деятельности школьников в условиях привлечения к процессу познания информационных и интерактивных педагогических технологий, формирующих навыки самоорганизации и самообучения. В школьном образовании на современном этапе происходят серьезные изменения, смысл и назначение которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, соответствующих новым тенденциям развития общества. В основу реформирования школы положен принцип приоритета личности, а средством достижения этой цели стали гуманизация, гуманитаризация и дифференциация образования. Актуальность проблемы поиска эффективных форм для активизации самостоятельной работы обусловлена также и тем, что в период обучения в школе формируются умения самостоятельной деятельности. В этой связи особенно важно, чтобы учащиеся, овладевая знаниями и способами их добывания, осознавали, что самостоятельная работа призвана завершать задачи всех других видов учебной работы, так как знания, не ставшие объектом собственной деятельности, не могут считаться подлинным достоянием личности. Объект исследования: процесс изучения иностранного языка в школе. Предмет исследования: методика организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках иностранного языка. Цель исследования: теоретически обосновать и выявить эффективные формы активизации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения иностранного языка в школе.
Содержание Введение…………………………………………………………………………. 3
1 Теоретические основы организации самостоятельной работы при изучении английского языка………….................................. 5
1.1 Понятие «самостоятельная работа учащихся» в современной дидактике………......................................................................................... 5
1.2 Роль самостоятельной работы учащихся в процессе обучения английского языка.............................................................. 17
1.3 Коммуникативная деятельность как один из методических приемов формирования навыков самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку………………...................................... 22
2 Опытная работа по организации самостоятельной работы учащихся при изучении английского языка………..................... 26
2.1 Коммуникативная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у обучающихся……................... 26
2.2 Особенности организации эффективной самостоятельной деятельности на уроках английского языка……..................................... 37
2.3 Организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка…………………......................................................... 40
Заключение………………………………………………………………… 47
Список использованных источников…………………………………....... 49
Список использованных источников
1 Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия // Ценности и смыслы. 2018. № 2. С. 91–109.
2 Иванова С.В. О методологических проблемах образования в современном социуме // Ценности и смыслы. 2017. № 1 (23). С. 4–8.
3 Семенова Г.Ю. Инновационная технология позитивного социального становления учащихся // Воспитательная работа в школе. 2020. № 5. С. 83–85.
4 Семенова Г.Ю. Преемственность общего и дополнительного образования в организации проектной и учебно-исследовательской деятельности школьников // Школа и производство. 2017. № 2. С. 16–23.
5 Вознесенская Н.В., Базаркин А.Ф. ЦМИТ как форма организации инновационного творчества детей и молодежи // Учебный эксперимент в образовании. - 2016. - № 4. - С. 12-17.
6 Голиков Д.В. Scratch для юных программистов. - СПб. : БХВ-Петербург, 2018. - 192 с.
7 Кадакин В.В., Шукшина Т.И. Педагогический вуз как базовый центр подготовки учителя // Высшее образование в России. - 2013. - № 4. - С. 60-68.
8 Лазарев В.С. Проектная деятельность в школе : учебное пособие для учащихся 7-11 классов. - Сургут : РИО СурГПУ, 2014. - 135 с.
9 Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая российская энциклопедия, 2009. - 528 с.
10 Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
11 Профессиональный стандарт учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/.
12 Сафонов В.И., Юртаева Е.А. Применение технологий «1С» учителями математики и информатики при организации проектной и исследовательской деятельности // Сборник научных трудов 18-й Международной научно-практической конференции «Новые информационные технологии в образовании: применение технологий «1С» для развития компетенций цифровой экономики». - М.: 1С-Паблишинг, 2018. - С. 378-379.
13 Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учебное пособие. - М.: ФЛИНТА, 2014. - 144 с.
14 Баёва Ю.В. Метод проекта как современная педагогическая технология // Вестник ТГПУ. 2012. № 2. С.117-120.
15 Горобец Л.Н. «Метод проекта» как педагогическая технология // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С.122-128.
16 Морозова М.М. Метод проектов в истории отечественной и зарубежной педагогики // Интеграция образования. 2007. №3/4. С.36-41.
17 Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. № 76 (2). С. 30-35.
18 Цыбикова Т.С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий // Вестник БГУ. 2014. №15. С. 57-60.
19 Митрофанова Г. Г. Метод проектов вчера и сегодня // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2010. № 4. С.94-106.
20 Титаренко Н.Н., Мальцев В.П., Белоусова Н.А. Метапредметная лаборатория как особая среда для развития метапредметных универсальных учебных действий у младших школьников // Успехи современной науки и образования. - 2017. - Т.1, № 4. — С. 12-15
21 Пеньковских Е. А. Метод проектов в отечественной и зарубежной педагогической теории и практике // Вопросы образования. 2010. №4. С.307-319.
22 Хакимова А.Х., Румбешта Е.А. Мини-проекты по физике в основной школе как средство формирования учебных умений и интереса к предмету // Вестник ТГПУ. 2012. № 7. С. 223-228.
23 Гельфман Э.Г., Подстригич А.Г. Формирование универсальных учебных действий в процессе создания учебного проекта на уроках математики // Вестник ТГПУ. 2012. №8. С.160-167.
24 Бережная О.В. Формирование исследовательской компетенций учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий по предмету «Биология» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. № 2 (28). С.138-141.
25 Черняева Т.Н., Чуланова Н.А. Герменевтический подход к развитию познавательных универсальных учебных действий обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 308-312.
26 Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.
27 Смирнова Н.З., Бережная О.В. Экспериментальная методика формирования исследовательской компетенции учащихся на основе познавательных универсальных учебных действий при обучении биологии в 6 классе // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. №3 (33). С. 32-37.
28 Сторожева Н.В. О возможности использования на уроках биологии методу учебных проектов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №2. С.62-67.
29 Кузнецова Т.В. Проектно-исследовательская деятельность как один из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2017. №1 (1). С.63-69.
30 Садыкова М.А. Развитие у учащихся универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности по физике на историко-биографическом материале // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С.46-51
31 Китева Э.Р. Формирование познавательных учебных действий у младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 5. № 2 (15). С. 27-29.
32 Малыгина А.С., Насырова И.Е., Решетникова Т.Б. Реализация системно-деятельностного подхода на уроках биологии в рамках ФГОС // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Химия. Биология. Экология. 2019. №2. С.76-80.
33 Сиденко А.С. Виды проектов и этапы проектирования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2018. № 2. С.76-79.
Согласно данной концепции речь идет о непосредственной коммуникации сознаний, душ, и их взаимопроникновении. Коммуникация включает соучастие в другом и означает проявление другого в себе, идентификацию других с собой, достижение самопознания посредством другого. Учитывая сказанное выше, можно заключить, что каждый из уровней результируется в таких формах, как взаимопонимание, взаимовлияние и взаимопознание. Постоянно сравнивая конкретных лиц, со своей личностью, с психологическими, литературными, этническими эталонами, человек формирует образ партнера по взаимодействию. Есть основания считать, что в основе взаимопонимания лежит механизм сравнения и идентификации. Сущностной характеристикой взаимопонимания является его адекватность, она зависит от взаимоотношений между партнерами, от степени знакомства и проявления личностных свойств поведения.