Взаимосвязь жизненных ценностей и профессиональной мотивации
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем в 21 веке, а это век - интенсивных изменений и быстрых трансформаций. И всем известным фактом является то, что эти процессы оказывают существенное влияние на преобразование системы жизненных ценностей людей, их мотивацию и мировоззрение. Здесь важно отметить, что именно жизненные ориентации и мотивация представляются главными составляющими структуры личности человека. Именно они заставляют человека двигаться вперед, развиваться, строить планы на будущее и воплощать их в жизнь, в том числе и в плане профессиональной деятельности. Проблема мотивации является одной из главных в психологии, поэтому актуальна на сегодняшний день. Мотивация является силой для побуждения человека к активному действию, к деятельности, в данной работе рассмотрена мотивация трудовой деятельности или мотивация профессиональной деятельности. Мотивация профессиональной деятельности - это комплекс мер, направ-ленных на стимулирование личности человека к труду, и не просто к труду, а к труду, который бы приносил высококачественный результат. Методы стимулирования, которые используются в качестве воздействия на работника, можно разделить на два вида материальные или экономические и не материальные или ценностные. Понятие о «ценностных ориентациях» возникло в контексте социальной психологии. В общепринятом понимании обозначает различные основания для оценивания человеком социально значимых объектов и событий. В узком же смысле- это способ организации человеком своего поведения в соответствии с осознанными мотивами, возведенными в ранг смысложизненных ориентиров.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое исследование по проблеме мотивации личности в профессиональной сфере 5
1.1 Современные подходы к изучению профессиональной мотивации 5
1.2 Личностные ценности и их роль в формировании мотивации 8
1.3 Изучение проблемы влияния жизненных ценностей на профессиональную мотивацию 10
2. Эмпирическое исследование взаимосвязи жизненных ценностей и профессиональной мотивации 13
2.1 Методическое обоснование исследования 13
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 14
2.3 Психолого-педагогические рекомендации руководителям и сотрудникам образовательных организаций 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 20
ПРИЛОЖЕНИЯ 22
Приложение А Методика 1 23
Приложение Б Методика 2 25
Приложение Г Результаты статистического анализа эмпирических данных ..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г Асеев—М.: Издательство «Мысль», 1976. –159 с.
2. Бакурадзе, А.Б. Мотивация труда педагогов / А.Б Бакурадзе— М.: Сен-тябрь, 2005. — 192 с.
3. Верещагина, Л.А., Карелина, И.М. Психология потребностей и мотивация персонала. 2-е изд., доп. / Л.А.Верещагина, И.М. Карелина — Харьков: «Гуманитарный центр», 2017. —232 с.
4. Веснин, В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учеб. / В.Р. Веснин М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2009. —520 с.
5.Вилюнас, В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас — М. : Изд-во МГУ, 1990. – 283 с.
6. Горшкова, Е. В. Мотивация к труду как элемент технологии управления персоналом / Е. В. Горшкова. // Управление персоналом: современные концепции и эффективные технологии.- Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ , 2014. – С. 114–117.
7. Додонов, Б. И. Направленность, характер и типичные переживания чело-века / Б. И. Додонов. // Вопросы психологии. – 1970. – № 1. –С. 28-38.
8. Егоршин, А.П. Основы управления персоналом / А.П. Егоршин –М. : Изд- во НИМБ, 2008. – 720 с.
9. Игольникова, И. Мотивационные факторы непрерывного профессионального развития / И. Игольникова // Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом). —2013. №5. – С.112-116.
10. Ильин. Е. П. Мотивация и мотивы / Ильин Е. П – СПб.: Питер, 2008. – 512 с: ил.
11. Кихлер, Э., Майер-Пести, К., Хофманн, Е. Психологические теории организации / Э. Кихлер, К. Майер-Пести, Е. Хофманн // Психология труда и организационная психология / пер. с нем. Харьков: Гуманитарный центр, 2005. Т.5. –С. 3-5.
12. Климанова, Н. Г., Шаймухаметова, С. Ф. Жизненные ценности и мотивация деятельности предпринимателей и наемных работников / Н. Г., Климанова, С. Ф. Шаймухаметова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. –2016. №5 (15) – С.64-71.
13. Магура, М.И., Курбатова, М.Г. Секреты мотивации / М.И Магура, М.Г. Курбатова— М.: Управление персоналом, 2008. —653 с.
15. Маркелов, С. М. Мотивация работников на уровне ценностных и прагматических ориентаций / С. М. Маркелов // Развитие гуманитарной среды в техническом вузе. – 2013. – №1–1. – С. 110–112.
16. Полякова, И. П.Роль ценностей в процессе мотивации : монография / И.П. Полякова ; М-во образования Рос. Федерации, Липецк. гос. техн. ун-т. - Липецк : ЛГТУ, 2004 (Тип. ЛГТУ). –168 с
17. Пряжников, Н.С. Мотивация трудовой деятельности: учеб пособие для высш. учеб. Заведений / Пряжников Н.С. М.: Издательский центр «Ака-демия», 2010. –368 с.
18. Эммонс, Р. Психология высших устремлений. Мотивация и духовность личности/ Р. Эмоннс. - М.: Смысл, 2004 - 311 с.
19. Яровая, Ю.Н. Психологические причины мотивационного поведения человека / Ю.Н. Яровая // Философия образования, –2009. –№ 4. –С. 18-2.
В качестве наиболее значимых для людей выступают следующие цен-ности: стабильность работы, интеграция стилей жизни, материальная обеспеченность, здоровье, счастливая семейная жизнь, наличие хороших друзей, жизнерадостность, ответственность. Для выявления взаимосвязи между жизненными ценностями личности и мотивации был применен корреляционный анализ. В результате была вы-явлена корреляционная связь жизненных ценностей и профессиональных мотивов. При этом терминальные и инструментальные ценности оказывают на мотивацию одинаковое влияние. Результаты статистической обработки данных показали, что присут-ствует ориентация на следующие ценности: менеджмент, автономия, пред-принимательство, карьера, активная деятельная жизнь, материально обеспе-ченная жизнь, удовольствия, независимость, образованность, ответствен-ность, рационализм, эффективность в делах. Доминирующая направленность жизненных ценностей людей характеризуется вовлеченностью в сферу труда. Это говорит о том, что опрошенных значимы ценности, связанные с профессиональной самореализацией и построением карьеры, а также блага, которых можно достичь благодаря профессиональной деятельности.