Подходы к определению ПВКП в различных психологических школах
Введение
Актуальность темы исследования.
События которые происходят в нашем обществе, переход парадигмы в образовании от авторитаризма к гуманизму делают практического психолога необходимым в обществе. Раньше, в 70-80-х годах прошлого века, нужен был психолог-теоретик, основным навыком которого была постановка исследовательских задач, но сегодня профессиональный психолог обладает и другими реальными навыками, и в определенной степени система профессиональной переподготовки педагогов-психологов ставит целью повышение психологической культуры общества. Несмотря на сопротивление классической школы психологии, появление школьных психологов во многом связано с опытом преподавателя и получением дополнительных психологических знаний, поэтому психологические знания "накапливаются" превращаясь в профессиональный опыт через профессиональное мышление. Анализ и изучение реальной практики психологов показывает, что опыт профессиональной переподготовки не понимается и не используется при разработке государственных образовательных стандартов для подготовки педагогов-психологов. В отличие от факультетов подготовки учителей на дневные отделения факультетов психологии приходят школьники, не имеющие опыта профессиональной деятельности. Теоретическое и практическое обучение в вузах не имеет личного и профессионального значения и не в полной мере способствует формированию профессиональных навыков психологов. Подготовка специалиста, обучение и развитие его профессионально важных качеств осуществляется путем ошибок и проб и после окончания учебы. Выпускники, которые "думают", начинают искать различные дополнительные источники знаний в надежде приобрести навыки, которых им недостает. Возникающее в результате этого, профессиональное мышление может быть либо механической передачей приобретенных навыков, либо разочарованием в себе, часто с депрессивными и невротическими симптомами. Цель этой курсовой работы - изучить подход к изучению профессиональных качеств психологов в различных психологических школах, в отечественной и западной психологии.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Профессиональные качества психолога 5
1.1. Обзор специфики профессии психолога 5
1.2. Особенности профессиональных качеств психолога. Профессионально важные качества психолога 10
Глава 2. Отечественная и западная психология: взгляды на подходы к делению профессиональных качеств психолога в различных психологических школах 24
2.1. Современные психологические исследования подходов к делению профессиональных качеств психолога в отечественной психологии 24
2.2. Исследование подходов к делению профессиональных качеств психолога в западных психологических школах 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология [Текст]. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2020. - 368 с.
2. Асмолов, А.Г., Пастернак Н.А. Психология воспитания [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Н.А. Пастернак, под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Академия, 2020. - 224 с.
3. Башкатов И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи: Учеб.-метод. / И.П.Башкатов; Рос.акад.образования. Моск.психолого-соц.ин-т. - М. : Изд-во Моск.психолого-соц.ин-та; Воронеж: МОДЭК, 2022. - 416с.
4. Битянова, М Р. Организация психологической работы в школе [Текст] - 3-е изд., стер. - М.: Совершенство, 2020. – 298 с.
5. Болотова, А.К. С чего начинать школьному психологу? [Текст]: учеб. пособие; РАО; Моск. Психол.-социал. Ин-т. – М.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2018. – 96 с.
6. Григорович, Л.А. Введение в профессию "психолог" [Текст]: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2019.- 192с.
7. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология [Текст]: конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 252 с.
8. Локалова Наталья Петровна. Психология. Введение в профессию [Текст]:учеб. пособие/ Н. П. Локалова.-СПб.:Питер,2018.-176 с.
9. Марцинковская Т.Д. История психологии [Текст]:учеб. для студентов психол. и пед. вузов/Т. Д. Марцинковская.-8-е изд., испр. и доп.-М.:Академия,2017.-544 с.
10. Минюрова Светлана Алигарьевна. Возрастная психология : детство, отрочество [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/С. А. Минюрова ; Урал. гос. пед. ун-т, Ин-т психологии.-Екатеринбург:[б. и.],2020.-176с.
11. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] учеб. пособие. - 2-е изд. доработ.- М.: Просвещение; Учеб. лит., - 2020. – 352 с.
12. Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. спец. учеб. заведений - М. : ЮРАЙТ, 2021. - 448с.
13. Практическая психология образования: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред.И.Д.Дубровиной. - М. : Сфера, 2022. - 528с.
14. Психолог. Введение в профессию [Текст]:учеб. пособие для студентов вузов, по направлению и спец. психологии/ Е. А. Климов [и др.] ; под ред. Е. А. Климова. - М. : Академия, 2021. - 208 с.
15. Психологическая служба в современном образовании [Текст]: рабочая кн./ И. В. Дубровиной [и др.] ; под ред. И. В. Дубровина. - СПб. : Питер, 2018. - 400 с.
16. Психология развития: Учеб. для студентов психол. и пед. вузов /Под ред.Т.Д.Марцинсковской. - М. : Академия, 2019. - 352с.
17. Психология социальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под ред.М.А.Гулиной. - СПб: Питер, 2018. - 350с.
18. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред.А.А.Бодалева и др.. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2017. - 640с.
19. Реан, А.А. Психология изучения личности: учеб. пособие- СПб. : Изд-во Михайлова В.А., 2018. - 288с.
20. Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. - СПб. : Речь, 2019. - 384с.
В литературе по психологии зарубежные и отечественные авторы выделяют множество профессиональных и личностных качеств, необходимых для работы психологов-консультантов. Профессиональные качества - это черты личности, совокупность которых представляет собой потенциальную или фактическую способность к определенной деятельности и ослабление которых приводит к постоянным ошибкам во время профессиональной деятельности. Личностные качества - это природные свойства и особенности личности, действующие на личность как социально обусловленный элемент. Б. Г. Ананьев и А. Н. Леонтьев рассматривали индивидов единстве чувственной сущности ее носителя - индивида и условий социальной среды. В литературе по психологии есть много исследований, посвященных профессиональным и личностным качествам российских психологов. Они основаны на научных руководствах по консультированию, диссертациях, и множестве других работ. Профессиональные и личные качества психолога-консультанта также применимы в области дистанционного консультирования. Требование к личности заключается в том, что, пока человек мотивирован оказывать психологическую помощь другому человеку, эффективность реальной деятельности постоянно развивается стремясь к самореализации. Эффективность деятельности зависит от личных и профессиональных качеств психолога-консультанта. Климов Е. А. говорил: профессия психолога формируется по типу ,,человек-человек” эта профессия требует множество навыков и практики, так как связанна с оказанием людям помощи, причем качество оказанной помощи человеку отразится в дальнейшем в жизни и работе этого человека, поэтому такие направления как военный психолог либо психолог который работает в государственных органах и подобные направления требуют особых навыков и опыта от психолога. Если психолог развивается, набирается опыта, то у него начнут складываться вторичные признаки специальности. В этот список входят: умение сострадать, выслушать, навыки правильного ведение диалога, устойчивое эмоциональное состояние и множество других важных для специальности навыков.