Повышение конкурентоспособности предприятия на основе совершенствования качества торгового обслуживания (на примере АО «Торговый дом Перекресток»)
Введение
В современном мире процесс взаимодействия между производителями товаров, организациями и компаниями, а также самими покупателями, которые являются частью целевого рынка предприятия, невозможно без реализации грамотного процесса построения отношений. В данном процессе одну из основных ролей играет возможные направления создания и реализации стратегического планирования торговой или производственной деятельности организации. Для того, чтобы данная стратегия имела эффект и была рентабельной для организации, способной обеспечить организации высокий уровень востребованности на рынке, она должна основываться на факторах, обеспечивающих конкурентоспособность организации и эффективность её работы в целом.
Для того, чтобы руководство организации и её специалисты могли получить более полную и объективную картину ситуации, сложившейся в отрасли на данный момент времени, целесообразнее всего, проводить оценку конкурентоспособности на основе общей ситуации, учитывая факторы воздействия внешней и внутренней среды. При этом для того, чтобы оценить общий уровень конкурентоспособности, специалисты, реализующие процесс оценки конкурентоспособности торгового предприятия, стремятся проводить процесс сравнения анализируемой организации с другими организациями, осуществляющими аналогичную деятельность.
Оптимальным исходом компании является разработка продуктовой линейки и продуктового предложения для того, чтобы внедрять их на рынок.
Осуществление выбора стратегии производственного характера предполагает выбор того, как функционирует организация. Разработка производственной процедуры предполагает то, что необходимо минимизировать все рисковые процедуры в рамках наличной производственной стратегии.
Содержание
Введение 5
1. Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятия 9
1.1 Проблемы качества и перспективы развития услуг в системе сервиса 9
1.2 Сущность и взаимосвязь экономических категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» 15
2. Анализ фактического состояния вопроса по конкурентоспособности АО «Торговый дом «Перекресток» 20
2.1 Общая характеристика предприятия 20
2.2 Анализ деятельности предприятия 30
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности дилерского центра на АО «Торговый дом «Перекрестк» 42
3.1 Предложения по повышению эффективности управления конкурентоспособностью предприятия 42
3.2 Расчет экономической эффективности 44
Заключение 46
Список используемой литературы 52
Список используемой литературы
1 Абаева, Н. П. Конкурентоспособность организации / Н. П. Абаева, Т. Г. Старостина. – Ульяновск: УлГТУ, 2018. – 259 с.
2 Агапова, М. А. Управление конкурентными преимуществами предприятия / М.А. Агапова // Карельский научный журнал. – 2017. – Т. 6. – № 3 (20). – С. 81–84.
3 Алтухова, А. Т. Факторы повышения конкурентоспособности предприятия / А. Т. Алтухова. – М.: Ника-Центр, –2017. – № 9. – С.35–38.,
4 Альпидовская, М. Л., Цикин А. М. Конкурентоспособность национальной экономики: вопросы теории: монография / М. Л. Альпидовская, А. М. Цикин. – Тверь: Твер. гос. ун-т. – 2017. – 170 с.
5 Андреева, А. Е. Многофакторный анализ конкурентоспособности предприятия / А. Е. Андреева // Наука и бизнес: пути развития. – 2017. – № 3. – С. 25–28.
6 Андреева, А. Е. Развитие конкурентоспособности предприятия на основе повышения эффективности применения методов менеджмента качества: автореф. дис. на соис. степ. к. э. н. / А. Е. Андреева; СПб:ФГУБОУ «СПБГЭУ», 2017. – 24 с.
7 Афанасьева О.Г. Повышение конкурентоспособности — важнейший фактор обеспечения устойчивого развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях: монография / О.Г. Афанасьев. – Москва: ИНФРА. – 2017 – 118 с.
8 Балгабаев, А. К. Особенности конкуренции сельскохозяйственных товаропроизводителей / А. К. Балгабаев // Аль-Пари. – 2017. – № 3 – С.65–74.
9 Белоусов, В.Л. Анализ конкурентоспособности фирмы./ В.Л. Белоусов./М.: Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – №5. – С.25-28
10 Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. – М.: Инфра-М, 2017. – 224 c.
11 Березов, Н. И. Конкуренция в экономике / А. И. Березов. – М.: Ника-Центр, 2018. – 768 с.
12 Бунько, С. А. Управление конкурентоспособностью города на основе маркетинговых технологий (на примере г. Бреста): автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / С. А. Бунько; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2019. – 29 с.
13 Быковская, Е. В. Cтратегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия (на примере промышленных предприятий Тамбовской области): монография / Быковская Е.В. – Москва: Русайнс, 2017. – 96 с. – ISBN 978-5-4365-2267-8. – Режим доступа: https://book.ru/book/927845. – Дата доступа: 05.01.2021.
14 Быковская, Е. В. Стратетегическое управление технологической конкурентоспособностью промышленного предприятия на основе мобилизации внутрихозяйственных резервов: дис. на соиск. уч. степ. д. э. н. / Е. В. Быковская. – Курск: ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет», 2019. – 301 с.
15 Бланк, И. А. Финансовый менеджмент / И. А. Бланк. – М.: Ника-Центр, 2018. – 528 с.
16 Болдырева, Т. В. Персонал как основной источник конкурентного преимущества компании / Т.В. Болдырева // Наука и общество. – 2017. – № 2 (28). – С. 4–10.
17 Вайлунова, Ю. Г. Организационно-экономический механизм повышения конкурентоспособности предприятий на основе развития интеграционных процессов в текстильном и швейном производстве Республики Беларусь: автореф. на соиск. уч. степ. к. э. н. / Ю. Г. Вайлунова; М-во образования Республики Беларусь; ГНУ «Научно-исследовательский институт Министерства экономики Республики Беларусь», 2017. – 38 с.
18 Вашко, Т.А. Стратегия и конкурентоспособность/ Т. А. Вашко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. – 2018. – № 7 (7). – С.10. – 14.
19 Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М.Ш. Габибова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). – М.: Буки–Веди, 2018. – С. 85–87.
20 Горбылёва, 3. M. Инновации как условие эффективного развития туристического бизнеса / 3. М. Горбылёва // Современные тенденции развития туризма и индустрии гостеприимства: материалы междунар. науч.-практ. конф., Донецк, 26-28 апр. 2017 г. / Донец. нац. ун-т экономики и торговли им. М. Туган-Барановского. – Донецк, 2017. – С. 78-83.
21 Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 474 с.
22 Григорчук, А. В. Методы оценки конкурентной позиции и конкурентных преимуществ предприятий / А.В. Григорчук // Научно–практические исследования. – 2017. – № 8 (8). – С. 27–31.
23 Гришкина, С.Н. Совершенствование учетно-контрольного инструментария, обеспечивающего конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность хозяйствующих субъектов в новых экономических условиях: монография / Гришкина С.Н. – Москва: Русайнс, 2017. – 296 с. — ISBN 978-5-4365-1884-8. – Режим доступа: https://book.ru/book/926713. – Дата доступа: 05.01.2021.
24 Данченок Л. А. Маркетинг : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Данченок [и др.] ; под редакцией Л. А. Данченок. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 486 с.
25 Дедок, В. М. Международная конкурентоспособность гостиничного сектора Республики Беларусь в условиях глобализации: автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н.; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2018. – 26 с.
26 Диянова, С. Н. Концепция маркетинга современных форматов розничной торговли. / С.Н. Диянова. - М.: Молодой ученый. - 2018. – №7 – 86 с.
27 Есютин, А.А., Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие. / А.А. Есютин, – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2018. – 424с.
28 Жукова, М.А. Теоретические и методические аспекты управления конкурентными преимуществами организации / М. А Жукова // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2017. – №5. – С.16–20.
29 Иванова, Л. А. Маркетинговые исследования: практика проведения анализа конкурентоспособности организации / Л.А. Иванова // Современное общество и власть. – 2018. – №7. – С. 67-69.
30 Карпова С. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности : учебник и практикум для академического бакалавриата / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой, С. В. Мхитаряна. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 404 с.
31 Каткова, Т.В. Конкурентоспособность, как фактор взаимодействия предприятия с внешней средой / Т.В. Каткова // Актуальные вопросы управления, экономики и права. Современное образование и его роль в жизни общества: материалы международной научно-практической конференции. – Новосибирск. – 2018 – С. 55-59.
32 Клюева, Ю.С. Сервис как конкурентное преимущество / Ю.С. Клюева // Вестник НГИЭИ. – 2018. – № 4 (83). – С. 124–132.
33 Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции: монография / Л.С. Архипова, Г.Ю. Гагарина, А.М. Архипов. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 104 с. – Научная мысль. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1036532. – Дата доступа: 05.01.2020.
34 Конкурентные преимущества и модернизация экономики: монография / [А.А. Быков и др.]; под ред. А.А. Быкова, М.И. Ноздрина-Плотницкого. – Минск: Мисанта, 2017. – 151 с.
35 Коновалова, Т.Л. Внутриотраслевая конкуренция: стратегии и методы / Т.Л. Коновалова // Аграрный научный журнал. – 2018. – № 3. – С. 78–83.
36 Комарова, И. П. Устойчивая конкурентоспособность компаний высокотехнологичных отраслей: монография / Комарова И.П. – М.: Русайнс, 2017. – 118 с. – ISBN 978-5-4365-2224-1. – Режим доступа: https://book.ru/book/92797. – Дата доступа: 05.01.2020.
37 Корсак, А. С. Недобросовестная конкуренция и способы борьбы с нею / А. С. Корсак // Промышленно-торговое право. – 2017. – № 5. – С. 57-61.
38 Карпова С. В.Маркетинг. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / С. В. Карпова [и др.]; под общей редакцией С. В. Карповой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 325 с.
39 Котлер, Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 5-е европейское изд-во – М.: Спб.: К.: Издательский дом «Вильямс», 2017. – 944 с.
40 Котова, С. В. Механизм реализации системы управления конкурентоспособностью предприятия и производимой продукции / С.В. Котова // Аллея науки. – 2017. – № 5. – С. 146-149.
41 Кохно, Н. О. Методология оценки конкурентоспособности коммерческих предприятий / Н.О. Кохно // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – № 2. – С. 102-104.
42 Куанышбаев, Р. М. Как управлять конкурентоспособностью предприятия в кризисных экономических условиях / Р. М. Куанышбаев // Наука-2017. – № 3. – С. 25–38.
43 Кузнецова, Н. В. Конкурентный потенциал развития национальной экономики / Н.В. Кузнецова, Н.А. Воробьева, А.В. Королева // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017. – № 2. – С. 49-63.
44 Куликова, А. В. О важности интеграции рыночного и ресурсного подходов к разработке конкурентной стратегии организации / А. В. Куликова, О. В. Рокунова // УЭкС. – 2018. – № 11. – С.183–188.
45 Корзик, П. М. Привлечение прямых иностранных инвестиций как фактор конкурентоспособности экономики Республики Беларусь: автореф. дис. на соиск. научн. степ. к. э. н. / Корзик П. М.; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2017. – 28 с.
46 Лебедев, В. Глобальная конкурентоспособность эпохи талантизма / В. Лебедев // НЭГ. – 2017. – № 17. – С. 16.
47 Литвинчук, А. А. Пути повышения конкурентоспособности регионов Республики Беларусь в условиях устойчивого развития: автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / А. А. Литвинчук; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2019. – 27 с.
48 Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т. А. Лукичёва [и др.]; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 370 с.
49 Методология диагностики конкурентоспособности организации в условиях неопределенности и риска: монография / Н. А. Ефремов, В. Н. Кабанов, Т. В. Мужжавлева, Ю.А. Толстов; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чувашский гос. ун-т имени И. Н. Ульянова». – Чебоксары: Изд-во Чувашского ун-та, 2017. – 187 с.
50 Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: Учебное пособие, 8-е изд / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2018. – 148 c.
51 Молчанов Н. Н. Маркетинг инноваций в 2 ч. Часть 1.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н. Н. Молчанов [и др.]; под общей редакцией Н. Н. Молчанова. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 257 с.
52 Олькова, М. А. Конкурентоспособность как объект управления / М.А. Олькова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2018. – №8. – С. 57-59.
53 Отварухина, Н. С. Управление конкурентоспособностью / Н. С. Отварухина, В. Р. Веснин. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 336 с.
54 Павленко, Н. С. Показатели конкурентоспособности / Н. С. Павленко, О. А. Рущицкая // Аграрное образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 58.
55 Парамонова, Т.Н., Конкурентоспособность компании розничной торговли: учебное пособие. / Т.Н. Парамонова, И.Н. Красюк. – М.: КНОРУС, 2018. – 120 с.
56 Пилипчук, А. В. Организационно-экономический механизм функционирования пищевой промышленности Беларуси (в контексте построения Евразийского экономического союза): автореф. дис. на соиск. науч. степ. к. э. н. / А. В. Пилипчук; М-во образования Республики Беларусь; РНУП «Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси», 2018. – 58 с.
57 Похилько, Т. Инновации в системе конкурентоспособности региона: / Тамара Похилько. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. – 296 c.
58 Рамченкова, М. С. Задачи анализа управления конкурентоспособностью коммерческой организации / М.С. Рамченкова // Вестник Тамбовского университета экономики и права. – 2019. – № 2. – С. 58–59.
59 Реброва, Н.П. Основы маркетинга. Учебник и практикум для спо / Н.П. Реброва. – Люберцы: Юрайт, 2018. – 277 c.
60 Сартбаев, С. Е. Методические рекомендации по анализу показателей конкурентоспособности предприятия / С. Е. Сартбаев. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 176 с.
61 Саяпина, О. Н. Современные направления повышения конкурентоспособности организаций / О.Н. Саяпина // Символ науки. – 2017. –Т. 1. – № 2. – С. 101-104.
62 Сидова, С. А. К вопросу о повышении конкурентоспособности промышленных предприятий / С.А. Сидова // ХГУ имени ак. Б. Гафурова. – 2019. – С. 163-167.
63 Советникова, О. П. Повышение конкурентоспособности региона на основе развития его инновационно-инвестиционного потенциала: автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / О. П. Советникова; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГУ», 2018. – 28 с.
64 Степанов, Д. С. Механизмы регулирования конкуренции на региональных рынках / Д.С. Степанов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2018. – № 1. – С. 74–76.
65 Степанова, В. В. Методика оценки конкурентоспособности предприятия: магистерская дис.; 38.04.01 – Экономика; Министерство образования Российской Федерации; ФГАОУВО «Сибирский Федеральный университет». – Красноярск, 2018. – 70 с.
66 Стратегия восстановления конкурентоспособности отечественной ракетно-космической промышленности: монография / Баринов В. А., Окатьев Н. А. – М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2017. – 274 с.: 60x88 1/16. - (Научная мысль) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-369-01567-4 – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/553603. – Дата доступа: 05.01.2020.
67 Сурнина К.С. Конкуренция в предпринимательстве / К.С. Сурнина // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 1. – С. 4
68 Сутягина, С.И. Разработка стратегии конкурентных преимуществ / С.И. Сутягина // Современные исследования. – 2017. – № 4 (04). – С. 33–34.
69 Тарануха, Ю.В. Конкуренция и конкурентоспособность: монография / Тарануха Ю.В. – М.: Русайнс, 2017. – 335 с. – ISBN 978-5-4365-1562-5. – Режим доступа: https://book.ru/book/922539. – Дата доступа: 15.01.2020.
70 Тарасёнок А. И. Геологический механизм обеспечения конкурентоспособности национальной туристической дестинации: методология и практика реализации: автореф. на соиск. науч. степ. к. э. н. / А. И. Тарасёнок; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГЭУ», 2018. – 51 с.
71 Токарева. М. С. Основные направления повышения международной конкурентоспособности телекоммуникационных компаний: автореферат дис. на соиск. степ. к. э. н.: 08.00.14 – Мировая экономика / М. С. Токарева; М-во образования Российской Федерации: М. – МГУ им. М. В. Ломоносова, 2018. – 229 с.
72 Толкач, А. С. Конкурентоспособность предприятия хлебобулочного производства и стратегические направления ее повышения: дис. магистра эконом. наук: 1-25 80 04 – Экономика и управление народным хозяйством / Т. С. Пальчевская; М-во образования Республики Беларусь, Полоцкий гос. ун-т; науч. рук. Мухизи Ж Б. – Новополоцк: ПГУ, 2017. – 77 с.
73 Устимкин О.А. Оценка и пути повышения конкурентоспособности предприятия / О.А, Устимен // Форум молодых ученых. – 2019. – №1 (29). – С. 7-10.
74 Фатхутдинов, Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю / Р.А. Фатхутдинов. – М.: Стандарты и качество, 2020. – 464 c.
75 Фролов, М.А. Определение конкурентных преимуществ компании / М.А. Фролов // Вопросы науки и образования. – 2017. – № 6 (7). – С. – 70 –73.
76 Хейвуд, Дж.Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ / Дж.Б.. Хейвуд. – М.: Вильямс, 2017. – 176 с.
77 Чадаева, Т. В. Конкурентоспособность российских банков на мировом рынке банковских услуг: дис. на соиск. уч. степ. к. э. н. / Т. В. Чадаева; М-во образования Российской Федерации, ФГБУН «Институт Европы Российской Академии наук; науч. рук. А. И. Бажан – Екатеринбург: ФГБУН «ИЕРАН», 2018 – 280 с.
78 Черненкович, С. С. Принципы организации внутреннего контроля на коммерческих предприятиях / С. С. Черненкович // Финансы коммерческих организаций: учет, контроль, анализ. – 2017. – №18. – С. 67-68.
79 Чернова, И.В. Управление конкурентоспособностью предприятия/ И.В. Чернова // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2018. – № 15. – С. – 146 – 149.
80 Чернышева, А. М. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / А. М. Чернышева, Т. Н. Якубова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 244 с.
81 Шафранский И. Н. Механизм повышения конкурентоспособности на мясоперерабатывающих предприятия: автореф. дис. на соиск. уч. степ. к. э. н. / И. Н. Шафранский; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГСХА», 2018. – 33 с.
82 Шкардун, В.Д. Методика исследования конкуренции на рынке / В.Д. Шкардун // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. – №4. – С. 44-54.
83 Шутилин, В. Ю. Конкурентный потенциал машиностроительного комплекса Республики Беларусь: теория, методология, инструменты измерения, механизм формирования: автореф. дис. на соиск. науч. степ. к. э. н. / В. Ю. Шутилин; М-во образования Республики Беларусь; УО «БГЭУ», 2018. – 45 с.
84 Щетинина, Е. Д. Факторы, влияющие на формирование конкурентных преимуществ предприятия в современных условиях / Е.Д. Щетинина // Белгородский экономический вестник. – 2017. – № 1 (85). – С. 31–39.
85 Ягафарова, Е. Ф. Взгляд на конкурентное преимущество фирмы с позиций экономической теории / Е. Ф. Ягафарова // Журнал экономической теории. – 2018. – №4. – С. 181–185.
86 Klyueva, Yu. S. Service as a competitive advantage / Yu. S. Klyueva // Herald. – 2018. – № 4 (83). – Pp. 124-132.
87 Berezov, N. I. Competition in the economy / A. I. Berezov. - Moscow: Nika-Center, 2018 – 768 p.
88 Kohno, N. O. Methodology for assessing the competitiveness of commercial enterprises / N. O. Kohno / / New science: financial and economic foundations. - 2017. - No. 2. - pp. 102-104.
89 Surnina K. S. Competition in entrepreneurship / K. S. Surnina / / APRIORI. Series: Humanities. - 2018. - No. 1 – - p. 4
90 Ustimkin O. A. Evaluation and ways to improve the competitiveness of an enterprise / O. A., Ustimen / / Forum of young Scientists. – 2019. – №1 (29). – Pp. 7-10.
На данном этапе у ОАО «Торговая компания «Перекресток» сформировался неотъемлемый элемент корпоративного имиджа, в том числе задействованный в коммуникациях. У компании есть логотип, представляющий бренд, цвет предприятия, слоган, название (нейминг).
Продукция и предложения ОАО «Торговый дом «Перекресток» продвигаются с использованием наружной рекламы и интернет ресурсов, печатной рекламы, а также при помощи телевидения.
Несколько вариантов баннеров используется для наружной рекламы компании. Баннеры располагаются на всех улицах и перекрестках города, в том числе возле супермаркета ОАО «Торговая компания «Перекресток». Наружная реклама информирует потребителей о предложениях, запусках новых продуктов, рекламных акциях, специальных мероприятиях.
Видеореклама, размещенная на телевидении и в Интернете, знакомит со стратегией развития компании и рекомендациями ОАО «Торговый дом «Перекресток».
Печатные объявления ОАО «Торговая компания «Перекресток» также предлагают предложения и акции, снижение цен на конкретные товары. Он распространяется в виде листовок и дайджестов.
Интернет в ограниченной степени используется АО «Торговая компания «Перекресток», как при распространении информации, так и при позиционировании компании и ее новых продуктов на официальных ресурсах сети.