Управление эмоциями в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе

Скачать курсовую работу, в которой исследуется управление эмоциями в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
13.11.2023
Объем файла
140 Кб
Количество страниц
59
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность курсовой работы: социальная работа - активно развивающаяся от-расль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система по¬мощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии соци¬ального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуж¬дающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать на¬циональные интересы своего народа. Эта задача под силу специалисту, компетентно¬му в вопросах развития личности и общества, обладающему фундаментальными зна¬ниями взаимодействии человека с другими людьми и с окружающим миром.
Государственный статус социальная работа в России обретает с 90-х гг. XX века, в связи с актуальной потребностью ослабить напряжение в обществе, создать сис¬тему соци-альной защиты населения. Сегодня российские специалисты осмысливают отечественную историю общественного призрения, изучают зарубежный опыт соци-альной профессиональной деятельности Х1Х-ХХ вв. Множество насущных проблем нуждаются в фундаментальной научной разработке. В их числе – подготовка квали-фицированных специалистов.
Уникальность профессионала в области социальной работы состоит в том, что он выступает посредником между государством и его гражданами, оказавшимися в силу тех или иных причин в объективной и субъективной трудной (проблемной, кризисной или экстремальной) ситуации. Специалист как посредник должен: уметь координировать социальные связи и отношения; управлять своим собственным поведением и эмоциями в межличностном взаимодействии с нуждающимися в помощи граж¬данами (клиентами). Постановка проблемы о негативных эмоциональных состояниях социального работника в трудных ситуациях взаимодействия с клиентами актуальна для новой отрасли в целом и для каждого специалиста в частности.

 

 Cодержание 
Введение……………………………………………………………………..…………………..3
Глава 1. Теоретические основы исследования эмоциональных состояний...………………..7
1.1. Эмоции и их роль в жизни человека……………………………………………………….7
1.2. Основные психологические характеристики эмоциональных состояний…………..…12
Глава 2. Методы и результаты исследования эмоциональных состояний специалистов по социальной работе……………………………………………………………………………...15
2.1.Гипотеза и методы исследования………………………………………………………….13
2.2. Ситуативные особенности эмоциональных состояний……………………………….25
Заключение………………………………………………………………….…………………..40
Библиографический список использованных источников (литературы)……………….…47 

 

Библиографический список использованных источников (литературы)

1. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. - 135 с.

2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением чело¬века (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психол. журн. - 1999. - Т. 20, № 3. - С.5-17.

3. Анциферов Ю.А. Социальная адаптация освобожденных из мест лишения свобо-ды. - Домодедово, 1992.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учеб. для студентов вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.-552 с.

5. Аминов Н.А., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки спе-циальных способностей школьных психологов // Вопр. психологии. - 1992. -№ 1-2.-С. 74-83.

6. Аммон Г. Психосоматическая терапия. - М.: Речь, 2000. - 238 с.

7. Аргайл М. Радость //Аргайл М. Психология счастья. - М., 1990. - Гл. 7. - С. 183-204.

8. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятель-ности: Дис. ... канд. психол. наук. - М., 1984. - 182 с.

10. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: МГУ, 1979. - 151 с. П.Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд- во Москю ун-та, 1984. - 104 с.

12. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. -М.: Изд-во Ин-т практю психологии, Воронеж: НПО МОПЭК, 1996. - 768 с.

ІЗ.Базьілевич Т.Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности. - М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 1998. -248 с.

14. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопр. психологии. - 1989. -№1. - С. 92-100.

15. Басейн Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопр. психологии. - 1972. -№ 3. - С. 105 - 124.

16. Бергсон А. Смех //Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен-рейтер. -М; 1984.-С. 186-191.

17. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л.: Наука,  1988.-269 с.

18. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание: [Пер. с англ.]. - М.: Прогресс, 1986.- 420 с.

19. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: Психол. ис-след. - М: Просвещение, 1968.-464 с.

20. Б юл ер К. Духовное развитие ребенка. - М.: Новая Москва,  1924. - 556 с.

21. Бубер М. Вина и чувство вины //Моск. психотерапевт, журн. - 1999. - № 1. С. 59-86

22. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций: Учеб. пособие. - М.: Роспедагентство, 1998. - 262 с.

23. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 1997. - 330 с.

24.Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления крит. ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200с.

25. Василкж Ф.Е. Психотехника переживаний: Учеб. пособие. - М.: ТПО «АХИАЛ», 1991.-24 с.

26. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.- 142 с.

27. Вундт В. Основы физиологической психологии. - М., 1980. - 1038 с.

28. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984. - Т. 6. - С. 92 -318.

29. Выготский Л. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3. - С. 6-328.

30. Выготский Л. С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1984.-Т. 6-С. 5-90.

31. Ганзен В.А. , Юрченко В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспери-ментальному исследованию психических состояний человека // Психические со¬стояния. (Эксперимент, и прикладная психология)/Ред. А.А. Крылов и др. - Л., 1981. - Вып. 10: Пси-хические состояния. - С. 5- 17.

32.Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психологические основы режима: Лекция. - М.. Б.И. 1968.-24 с.

ЗЗ.Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Эмоции и чувства человека, лишенного свобо-ды. - М.: Высш. шк. МВД СССР, 1970. - 46 с.

34. Горянина В.А.Психокоррекция стиля взаимодействия: Дис. ... д-ра психол. наук. -М, 1996-515 с.

35. Гурьянова М. О некоторых подходах к проблеме социальной помощи сельскому населению.. М: Межрегиональный центр социал. педагогики и социал. работы., 1992.-39 с.

36. Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и животных // Соч. - М., 1953. - Т.5. -С. 681-920.

37. Джемс У. Психология. - М.: Педагогика, 1991 - 369 с.

38. Декарт Р. Страсти души // Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950. - С. 593 - 700.

39. Дерябин B.C. Чувства, влечения, эмоции. - Л.: Наука, 1974. - 258 с.

40.Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. - Киев: Полит¬

издат Украины, 1989. - 173 с.

41. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология: Слов. - справ. - Минск: Хелтон 1998. -398 с.

42. Жане П. Страх действия как существенный элемент меланхолии // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 192-202.

43. Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф„ Шорин В. Г. Индивидуальный стиль руково¬дства производственным коллективом. - М.: Ин-тупр.нар. хоз-вом, 1976. - 120 с.

44. Журавлев А. Л. Стиль руководства для управления социально-психологическим климатом производственного коллектива // Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения. - М., 1979. - С. 134-145.

45. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т.-М., 1986. - Т. 1.- 318 с.

46. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. -Л.: Медицина, 1988. - 247 с.

47.3ейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 157 с.

48. Зимняя И.А., Васильева Н.Ю. Социальная работа: Аналитический отчет-справка по подготовке и обучению социальных работников в Великобритании за 1989-1990г.г. / Исслед. центр по проблемам управления качеством подготовки специали¬стов, - М, 1991.

49. Изард К. Психология эмоций. - СПб. и др. : Питер, 1999. - 460 с.

50. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состоя-ния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М., 1978. -С. 325 - 346.

51. Ильин Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая пробле-ма //Психол. журн. - 1981.-Т.2, №5.-С. 35-42.

52. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. - СПб.: Спец. лит., 1996. - 454 с.

53. Иолов Т. Экстремальные ситуации и ситуативные особенности поведения лично¬сти // Психология личности в социалистическом обществе: Личность и ее жиз¬ненный путь / Отв. ред. Б.Ф. Ломов, К.А. Альбуханова-Славская. - М, 1990. - С. 171- 182.

54. Казаринова Н.В., Погольша Н.В. Межличностное общение: повседневные прак-тики.    СПб.: НИИХ СПб ГУ, 2000. - 293 с.

55 Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство; СПб.: Унив. кн., 1998.-318 с.

56.Кеннон У. Физиология эмоций. -Л.: Прибой, 1927. - 173 с.

57. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Состояние фрустрации // Психические состоя¬ния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - СПб.; 2000. - С. 388 - 393.

58.Краусс Р. Познание и общение: социально-психологический подход//Психол. журн. - 1986. - Т. 7, №5. - С. 37-49.

59.Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания //Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984. - С. 108-119.

60. Куликов Л.В. Психология настроения. - СПб.: Изд-во С- петерб. гос. ун-та, 1997. - 226 с.

61. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний // Психические со-стояния: Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000. - С. 11 - 42.

62.Куницына В. Н. Трудности межличностного общения: Дис. ... д-ра психол. наук. -СПб., 1991.-358 с.

63. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.: Просвещение, 1964. -344 с.

64. Левитов Н.Д. Фрустрация - как один из видов психических состояний // Вопр. психологии. - 1967. - №6. - С. 118 - 129.

65. Левитов Н.Д. Определение психического состояния // Психические состояния / Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2000. - С. 44-47.

66. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. -40 с.

67. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - 3-е изд. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с.

68. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

69. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагоги-ка, 1983. - Т. 1-380 с; Т.2.-317 с.

70. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилю-наса, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.;  1984. -С. 212-219.

71. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. -444 с.

72.Лурия А.Р. [Диагностика следов аффекта] // Психология эмоций / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984. - С. 228-234.

73. Магун B.C. О взаимосвязях готовности человека к собственным усилиям и ожи-даемой помощи // Психол. журн. - 1991. - Т. 12, №6 - С. 40-54.

74. Магнуссон Д. Ситуационный   анализ: эмпирические исследования соотношений выходов и ситуаций // Психол. жур. - 1983. - Т.4, №2 - С. 28-33.

75. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1990. - 366 с.

76. Махнач А.В. К проблеме соотнесения динамических   психических состояний   и стабильных черт личности // Психол. журн. - 1995. - Т. 16, №3. - С. 35-43.

77. Медведев В.И., Парачев A.M. Терминология инженерной  психологии: Справоч-ник. - Л.: Воен. - мед. анад., 1971.- Ill с.

78. Медведева Г. Л. Роль психологической компетентности социального работника в организации социального обслуживания пожилых людей // Мир психологии. -1999. -№2.-С. 164-168.

79. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологи личности // Учен. зап. Перм. гос. пед. ин-та. - Пермь, 1968. - Т.59, вып. 5. - С. 3-160.

80. Мольц М. Я - это Я, или Как стать счастливым. - М.: Изд. группа «Прогресс -Культура» и др., 1994. - 192 с.

81.Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 110 с.

82. Мухина В. С. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина,  1985.-104 с.

83. Мухина В. С. Возрастная психология: Учеб. для студентов вузов - М.: Academia, 1997.-431 с.

84. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отроче-ство: Учеб. - 5-е изд., стер. - М.: Academia, 2000. - 453 с.

85. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Класс, 1994. - 133 с.

86. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. - Л.: Изд-во ЛГУ,  1960. - 426 с.

87. Мясищев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отно-шений человека // Психологическая наука в СССР / Редкол.: Б.Г. Ананьев, ГС. Костюк, А.Н. Леонтьев и др. - М., 1960. - Т.2. - С. 110-125.

88. Мясищев В.Н. Психические состояния и отношения человека // Обозрение психи¬атрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. - СПб., 1996. -№1.

89. Надирашвили Ш.А. Установка и деятельность. - Тбилиси: Мецниереба, 1987. -361 с.

90. Наенко Н. И. Психическая напряженность. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. - 112 с.

91Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983.-165 с.

92. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психол. исслед. - М.: Изд-во МГУ,  1987. - 168 с.

93.Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию: Размышление священни-ка-психолога. -М.: Школа-Пресс, 1994. - 188 с.

 

94. Овсяник О.А. Социально-психологические аспекты профессионализма социаль¬ного работника: Дис. ... канд. психол. наук- М. МГУ, 1999. - 146с.

95. Ольшанникова А.Е., Рабинович Л.А. Опыт исследования некоторых индивиду-альных характеристик эмоциональности // Вопр. психологии. - 1974. - №3. - С. 65-74.

96. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М.: Просвещение, 1991. - 287 с.98.

97. Основы   социальной   работы:   Учеб.   для   студентов   вузов   /   НИ.   Бабкин,

П.Д.Павленок, А.И. Яковлев. - М.: ИНФРА - М, 1999. - 368 с.

99. Особенности групповой работы и индивидуальной работы с гражданами, подле¬

жащими высвобождению: (Метод, рекомендации) / Под ред. В.П. Шаповалова. -

Брянск, 1997.

100. Петрулевич С.А. Эмоциональная составляющая неконструктивных стереоти¬пов межличностного взаимодействия в ситуации семейного конфликта: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 1999. - 201 с.

101. ТІетражицкий Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. - СПб., 1908. - 265 с.

102. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социал.- психол. тренинг. - М.: Изд-воМГУ, 1989.-216 с.

103. Петровский А. В. Некоторые новые аспекты разработки стратометрической концепции групп и коллектива//Вопр. психологии. - 1976.-№6.-С. 34-44.

104. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

105. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избр. тр. - М.: Пе¬дагогика, 1984. -271 с.

106. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиций социальной психо¬логии // Вопр. психологии. - 1984. - №4 - С. 15-29.

107. Петровский А. В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть лично¬стью // Вопр. философии. - 1982. - № 3. - С. 44-53.

108. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопр. психологии. -1975. -N3,- С. 26-38.

109. Петровский В. А. К пониманию личности в психологии // Вопр. психологии. -1981.-№2.-С. 40-46.

110. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. - М.: ТОО "Горбу-нок", 1992.-224 с.

111. Петросян Е.Ю. Особенности изменения черт и структуры темперамента при нарушении здоровья: Дис... канд. психол. наук.-Томск, 1996.

112. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. - 1984. -№4. - С. 13-21

113. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк.,  1984. - 174 с.

114. Покрасс МЛ. Терапия поведением. - Самара: Бахрах, 1997. - 237 с.

115. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможно-стями/ Под ред. С. А. Беличевой. - М.: Консорциум «Соц. здоровье России», 1997. -210с.

116.Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994. - 432 с.

117.Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 451 с.

118. Филиппов А.В., Ковалев СВ. Ситуация как элемент психологического тезау¬ руса// Психол. журнал. - 1986.- Т.7, №1. - С. 14-21.

119. Шахматов Н.Ф. Психическое старение: Псих, старение: счастливое и болез-ненное. - М.: Медицина, 1996. - 302 с.

120.Шведин Б.Я. Влияние психической напряженности на деятельность вахтен-ного офицера: Дис... канд. психол. наук. - М., 1982. - 244 с.

121.Штенберг М.И. Геронтологическая психиатрия. М., 1977.

122.Шибутани Т. Социальная психология. - М.: Прогресс, 1964

Практика показывает: во взаимодействии с клиентами по поводу проблемных и кризисных ситуаций социальные работники переживают специфические трудности, которые, с одной стороны обусловлены профессиональными условиями деятельности, а с другой, особенностями личности специалиста. Эмпатическое сопереживание клиентам, собственный профессиональный жизненный опыт, личное отношение к клиенту и его проблемам - все это находит вое отражение в эмоциональных реакциях социального работника на трудную ситуацию. Эффективность взаимодействия с клиентом определяется профессиональной компетентностью специалиста и гармонизацией его собственного эмоционального состояния.