Характеристики аддикции от социальных сетей и копинг-стрессовых стратегий личности студентов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Социальные сети в последнее время стали незаменимой частью жизни многих людей, что связано с масштабным развитием и продвижением цифровых технологий по всему миру. Средства массовой коммуникации в современном мире являются ведущим фактором, воздействующим на психическое состояние студентов, которое подвержено сильному влиянию со стороны информационного потока, диктующего все новые и новые правила жизнедеятельности. Социальные сети обладают рядом положительных черт, которые выступают вспомогательным механизмом для поиска новейших технологий и идей. Это способствует повышению уровня саморазвития личности, так как студенты помимо литературы, выданной в ВУЗовской библиотеке, имеют возможность находить дополнительный материал и анализировать самые новые факты действительности, формируя в своем сознании определенное мнение относительно разнообразных гипотез. Однако, такое положительное влияние социальных сетей на личность студента может переквалифицироваться и в негативную составляющую. Например, чрезмерное количество времени, проведенного в сети Интернет, приводит к тому, что студенты теряют способность самостоятельно решать проблемы и, стоящие перед ними, задачи. Таким образом, влияние информационного потока будет положительным только при успешном и рациональном распределении времени, отведенного на него, а также при правильном отборе нужной и достоверной информации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..5
1 Теоретическое обоснование проблем аддикции от социальных сетей и копинг-стрессовых стратегий личности студентов………………………………………8
1.1 Проблема интернет-аддикции психологической науки. Виды интернет-зависимости…………………………………………………………………………..8
1.2 Понятие, уровни и типы стрессоустойчивости……………………………..17
1.3 Феномен копинг-стратегий в зарубежной и отечественной психологии……21
2 Эмпирическое исследование характеристик аддикций от социальных сетей и копинг стрессовых стратегий личности студентов…………………………….25
2.1 Описание выборки и методики эмпирического исследования…………….25
2.2 Анализ полученных результатов……………………………………………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ А………………………………………………………………..40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………………. .45
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………………………..50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста: учебник для Социальная психология: учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М.
2. Кисляков, П. А. Безопасность образовательной среды. Социальная безопасность: учебное пособие для вузов / П. А. Кисляков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 156 с.
3. Семечкин, Н. И. Социальная психология: учебник для вузов / Н. И. Семечкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 423 с.
4. Социальная психология: учебник для вузов / В. В. Козлов, С. А. Трифонова, Т. М. Панкратова, Л. А. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 501 с.
5. Касьянов, В. В. Социология Интернета: учебник для вузов / В. В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 424 с.
6. Виноградова, С. М. Психология массовой коммуникации: учебник для вузов / С. М. Виноградова, Г. С. Мельник. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 443 с.
7. Р.С. Лазарус. Проективная психология/ Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 528 с.
8. Субботина, Л. Ю. Психологическая защита: учебное пособие для вузов / Л. Ю. Субботина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 195 с.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Под ред. Д.А.Леонтьева. - М.: Смысл, 2004. – 210 с.
10. Сеченов, И. М. Психология поведения. Избранные труды / И. М. Сеченов. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 223 с.
11. Н.Ф. Басов. Теория и методика социальной работы: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Ф. Басов [и др.] ; под редакцией Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 213 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 302 с.
13. Зейгарник, Б. В. Основы патопсихологии: учебник для среднего профессионального образования / Б. В. Зейгарник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 367 с.
14. Загвязинский, В. И. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, О. А. Селиванова. — Москва: Издательство Юрайт, 2012. — 405 с.
15. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессовю - М.: Смысл, 1998. –– 685 с.
16. Иванников, В. А. Общая психология: учебник для академического бакалавриата / В. А. Иванников. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 480 с.
17. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно функциональный аспект)//Вопросы психологии 1995. № 1. С. 5-12.
18. Психологические механизмы самостоятельности / А.К. Осниц- кий. – М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2010. – 232 с.
19. Решетников, М. М. Избранные труды в 7 т. Том 1. Психическая саморегуляция / М. М. Решетников. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 240 с.
20. Общепсихологический практикум : учебник для академического бакалавриата / В. В. Рубцов [и др.] ; под редакцией В. В. Рубцова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 675 с.
21. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и аддиктивного поведения детей и подростков: учебник и практикум для вузов / Л. Б. Шнейдер. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 219 с.
22. Одинцова, М. А. Психология стресса: учебник и практикум для вузов / М. А. Одинцова, Н. Л. Захарова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
23. Катунин А.П. Стрессоустойчивость как психологический феномен // Молодой ученый. – 2012. – №9. – С. 243-246.
24. Баданина Л.П. Основы общей психологии. – М.: Изд-ва: Флинта, МПСИ, 2009 – 448 с.
25. Човдырова Гульшат Сулеймановна, Пяткина Ольга Андреевна Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. №1 (84).
26. Хачатурова Милана Радионовна Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований // Психология. Журнал ВШЭ. 2013. №3.
27. Копинг-стратегии по Лазарусу / URL: https://kerchtt.ru/lazarus-koping-strategii-koping-test-lazarusa-ocenka-povedeniya-v/
28. Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональных стресс /Под ред. Л.Лева. – Л., 1970.
29. Гаю Тарас Федорович Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего поколения // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4.
30. Монастырев Сергей Николаевич Взаимосвязь стратегий поведения в условиях ролевого конфликта с личностными характеристиками спортсменов // Ученые записки университета Лесгафта. 2009. №5.
Ялтонский добавляет к этим стратегиям еще ситуационно-специфическую копинг-стратегию дистанцирования и особенности социально-поддерживающего поведения восприятие социальной поддержки. ее поиск и оказание. Э. Хайм выделяет три сферы иерархической структуры психики, в которых происходит реализация копинг-стратегий поведения: эмоциональную, когнитивную и поведенческую. Все виды поведенческих стратегий делят на адаптивные, частично адаптивные и дезадаптивные с учетом степени их адаптивных возможностей. Более точную классификацию копинг-стратегий предложил К. Гравер, который выделил группы копинг-стратегий активной адаптации к ситуации и пассивной адаптации. Активные стратегии направлены на непосредственное решение проблем, например такие стратегии, как «активный копинг», планирование, поиск активной общественной поддержки, позитивная интерпретация и развитие, принятие. Пассивные стратегии также могут помочь человеку приспособиться к стрессовой ситуации, но они не являются активной направленностью на решение реальных проблем и представлены стратегиями – поиск эмоциональной поддержки, подавление соревновательной деятельности, сдерживание. Помимо прочего, К. Гравер выделяет ещё одну группу стратегий, которые не являются адаптивными, но помогают человеку совладать со стрессом, например, фокус на эмоциях и их выражение, отрицание, ментальное отстранение, поведенческое отстранение.