Взаимосвязь агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Агрессивность и тревожность одна из самых актуальных проблем современных наук о человеке и обществе. Агрессия в разных ее проявлениях – атрибут человеческого существования во все периоды социального развития. Вся история человечества убедительно доказывает, что агрессия является неотъемлемой частью жизни общества. Очевиден тот факт, что за последние десятилетия насильственные действия над людьми по всему миру только растут. Средства массовой информации провоцируют формирование агрессивного поведения ребенка, ребенок считая себя взрослым, сам того не осознавая, учится действовать агрессивно. Ужасающие случаи жестокости в детском обществе особенно находят свое место быть в наши дни. Сейчас, как никогда жестокость все больше и больше захватывает детские умы и сердца, она выражается участившимися случаями детского агрессивного поведения по отношению друг к другу, к родителям, самому себе, педагогам, а так же животным. Прирост жестокости и насилия в нашем современном мире является следствием роста агрессивности уже в начальной школе, что является фактором определяющим значимость проблемы агрессивного поведения у детей, а значит требует лучшего изучения и следовательно коррекции поведения. В разделах государственного образовательного стандарта не существует понятий «агрессивное поведение» и «агрессивность». Лишь отдельные грани проблемы агрессивности и агрессивного поведения рассмотрены при изучении отдельных дисциплин, но рассмотрение проблемы носит ознакомительный характер, отсутствует система в изложении знаний, что в свою очередь влияет на их качество.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I Теоретический анализ агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 6
1.1 Сущность и особенности понятий «агрессия» и «агрессивное поведение» в работах отечественных и зарубежных авторов 6
1.2 Проблема тревожности в психологии 11
1.3 Особенности агрессивности и тревожности детей младшего школьного возраста 16
1.4 Профилактика агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 21
Глава II Эмпирическое исследование взаимосвязи агрессивности и тревожности в младшем школьном возрасте 26
2.1 Организация эмпирического исследования 26
2.2 Анализ результатов и выводы 29
2.3 Рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автономова Т. П. Проблема аутоагрессии в современной массовой культуре: теоретический и практический аспекты исследования // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2014. - № 2 (10). - с. 80-86.
2. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Астапов В. М. тревога и тревожность. Хрестоматия – Москва: Издательство ПЕРСЭ. - 2008. – 116 с.
3. Басс А. Г. Психология агрессии // Вопросы психологии. — 1967. -№3. - с. 60-67
4. Басс А. и Дарки А. Методика диагностики показателей и форм агрессии. Личностный опросник / Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Издательство Соврем. Шк., 2007. – 496 с.
5. Белоцерковец Н. И., Коневская Ж. О., Особенности коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста досуговой деятельностью // Обучение и воспитание : методики и практика. - 2014. - с. 203 – 208.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. - М: Издательство «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК» - 1997. - 352 с.
7. Ваулина А. Н. Возможности коррекционно – развивающей программы в работе с детьми младшего школьного возраста с повышенной агрессивностью «Лучик добра» // Вестник магистратуры. - 2019. № 11-2 (98). С. 51 – 56.
8. Волков Б. С. Психология младшего школьника. – Москва: Издательство Академический проект. - 2005. – 208 с.
9. Выготский Л. С. Психология развития. Избранные работы / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт. - 2019. — 281 с.
10. Долгова А. Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста // Диагностика и коррекция. – Москва : Издательство Генезис. - 2009. - 216 с.
11. Дохолян С. Б. Предупреждение агрессивного поведения детей в повседневной деятельности / Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – Москва : Издательство ВЛАДОС . - 2008. – 224 с.
12. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Е., Вохмянина Т. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – Москва: Издательство Академия - 1998. - 160 с.
13. Зимелева З. А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения школьников. – Москва: - 2002. – 187с.
14. Ковш Е. М., Воробьева Е. В., Ермакова П. Н. Обзор современных исследований психогенетических факторов агрессивного поведения // RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL // - 2014 VOL. 11(4). – 91-103 c.
15. Красовская Я. Е. Актуальные проблемы психологии // Психологические факторы агрессивного реагирования в ситуации фрустрации // Философия и социальные науки // Научный журнал. - 2010. №2. – 72-76 с.
16. Кулагина И. Ю. Возрастная психология / развитие ребенка от рождения до 17 лет // Ун-т Рос. акад. образования. 5-е изд. – Москва: Издательствово УРАО. - 1999. - 175с.
17. Кьеркегор С. О. Страх и трепет // Тревога и тревожность. СПб., 2001. – 109 с.
18. Лебедева Е. И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. - 2020. - № 2. С. 347–359.
19. Лейбин В. М. Словарь - справочник по психоанализу/ Питер. – СПб.: - 2010. – 956 с.
20. Лоренц К. З. Агрессия (так называемое «зло»). - Москва: Издательство «Универс». - 2013. - 269 с.
21. Маркель А. Л. Биосоциальные основы агрессивности и агрессивного поведения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П. Павлова. – 2016. Т.66. № 6. С. 669 – 681.
22. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь. – Москва. - 2013. – 672 с.
23. Минакова С. С., Николаева А. А., Савченко И. А., Особенности коммуникативных навыков агрессивных детей // Бюллетень науки и практики. 25- Т 5. № 7. - 2019. – с. 395 – 401.
24. Михайлова О. Б., Сафи С. М., Шептура А. В. Агрессивность личности / основные подходы и перспективы в изучении // Интернет-журнал «Мир науки». - 2017. Том 5. №6 – 1- 7 с.
25. Мосина Т. Н., Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт – Петербургский образовательный вестник // - 2018. – 30-34 с.
26. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития / Мухина В. С. – Москва: Издательство Академия. - 2011. – 603 с.
27. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. – СПб.: Питер. - 2008. – 426 с.
28. Немов Р. С. Психологический словарь. – Москва: Издательство ВЛАДОС. - 2007. – 560 с.
29. Никулова И. С., Шишкина К. С., Влияние современных мультфильмов на развитие агрессивности у детей младшего школьного возраста // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. №4(44). - 2019. - с. 262 - 266
30. Овсянникова О. А., Никитина А. А., Разработка диагностического инструментария исследования уровня эмоционального состояния детей младшего школьного возраста средствами изобразительного искусства // Педагогика. - 2020. – с. 68 -71
31. Петровский А. В. , Ярошевский М. Г. Психологический словарь /— 2-е издание, испр. и доп. — Москва. Издательство Политиздат. - 1990. — 494 с.
32. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие – СПб.: Речь. - 2006. –336 с.
33. Перегуда В. В. Социально-психологические особенности развития детей младшего школьного возраста // Научные исследования и современное образование: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2018. – 200 с.
34. Петрова Е. А., Шкурко Н. М., Козьяков Р. В. Социально – педагогические приемы снижения агрессивности младших школьников // Вестник академии права и управления. - 2016. – с. 147 – 153.
35. Прихожан А. М. тревожность у детей и подростков / психологическая природа и возрастная динамика. - Москва: Московский психолого- социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». -2000. – 304 с.
36. Прокопенко Н. П. Теоретические подходы к пониманию агрессии // Актуальные проблемы социальной истории и социальной проблемы // Сборник научных статей. Под ред. П. Я. Циткилова. Издательство ООО «Лик» Новочеркасск. -2018. – 169 – 173 с.
37. Платонова Н. М. Психологический практикум «Агрессия детей и подростков» // – СПб.: Питер. - 2008. – 331 с.
38. Расулова Ф. Ф. Особенности диагностики агрессивного поведения детей 6-7 лет // SCIENCE TIME. – 2021. - № 11. – с. 19-22.
39. Решетова Т. Я. Представление о феномене тревожности личности в современной психологии // Вестник Университета Российской академии образования. - 2011. - №1. – С. 90-94.
40. Селиванова Е. А. Подготовка педагогов к осуществлению профилактики агрессивного поведения обучающихся в школах // Научно-теоретический журнал: Современная школа. - 2018. - №4(37). – с. 78-87.
41. Семенюк Л. М. Психологические особенности агрессивного поведения детей и условия его коррекции / Учебное пособие. – Москва. - 2009. – 96 с.
42. Скрынникова Н.В. Личностная тревожность и ее проявление в младшем подростковом возрасте. // Педагогика: история, перспективы. 2021. Том.4 № 1. с. 134-142
43. Смирнова Т. П. Коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов-н/Д., 2010. –154 с.
44. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск, 1996. – 120 с.
45. Хорни К. невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Айрис-пресс. 2004. – 464с.
46. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. – 560 с.
Анализ шкалы «косвенная агрессия» показал, что высокий уровень проявление непрямой агрессии характерен для 14% школьников. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят колебаний. Средний уровень косвенной агрессии имеют- 67%, а низкий уровень – 16%. Анализ шкалы «обида» показывает зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. 33% опрошенных испытывают чувство обиды и имеют высокий уровень этого показателя, 12% учащихся – средний уровень. Для большинства же младших школьников (55%) характерен низкий уровень обидчивости, что связано с нежеланием вступать в конфликты с социально значимыми людьми и адекватное восприятие критики с их стороны. Шкала «Негативизм» показывает – оппозиционную меру поведения, обычно направленную против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Низкий уровень отмечен у 28% третьеклассников, средний уровень – 63%, а высокий уровень - у 9%. Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера: эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и начинают активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.