Анализ эффективности деятельности аптечных предприятий
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Бурное развитие фармацевтической промышленности привело к созданию большого числа лекарственных средств. Поэтому возникла острая необходимость государственного и общественного контроля над рынком лекарственных средств. В настоящее время контроль над рынком лекарственных средств находится на том этапе, когда исполнительная и законодательная власти, фармацевтические предприятия, фармацевтическая общественность работают совместно для обеспечения качественной лекарственной помощи. Обеспечение лекарственных средств, на сегодняшний день, играют большую роль, для здоровья населения. При этом, фармацевтическая промышленность «не стоит на месте», а развивается во всех сферах. Менеджмент является неотъемлемой частью фармации, позволяя повышать эффективность деятельности. При этом используются методы планирования, организации и развития технологий в фармацевтической деятельности. Практический маркетинг, с каждым годом, расширяет свои способы, что связано с развитием конкуренции розничного звена в фармации. Не эффективное управление ассортиментом, персоналом и издержками, могут усложнить экономическое положение в аптечной организации. Актуальность данной темы бесспорна, поскольку с каждым годом количество аптек растет, а также увеличивается стремление аптечных организаций к эффективности продаж.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 6
1.1. Понятие фармацевтической помощи 6
1.2. Понятие фармацевтического менеджмента 8
1.3. Особенности фармацевтического менеджмента 11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АПТЕК 13
2.1. Анализ материалов и методов исследования 13
2.2. Итоги исследования 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабанов В.Н. Современные проблемы менеджмента и коммерции в России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. - 2015. - №5-1. - С.241.
2. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учебное пособие / Л.Е. Басовский. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 216 с.
3. Веснин В.Р. Менеджмент/ В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2006. – 504 с.
4. Гаврилов А.С. Фармацевтическая технология. Изготовление лекарственных препаратов: Учебник / А. С. Гаврилов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 624 с.
5. Дмитришак, М.В. Система менеджмента качества в аптечной организации / М.В. Дмитришак // Здравоохранение Югры: опыт и инновации. - №2. - 2020. – С. 7-10.
6. Дорофеева, В.В. Факторы успеха аптечной организации / В.В. Дорофеева // Мерчандайзинг. Фармация. - 2014. - №4. - C.10.
7. Достойнова, М.В. Основания для уголовной ответственности за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью / М.В. Достойнова // Современное общество и власть. - 2016. - № 4 (10). - С. 129-131.
8. Дойль, П. Маркетинг-менеджмет и стратегии / П. Дойль; пер. с англ, под ред. Ю. Н. Каптуревско. - СПб.: Питер, 2010. - 544 с.
9. Ильин О.М. Организация работы аптеки в составе лечебно-профилактического учреждения: положительные аспекты и сложности обеспечения деятельности // Заместитель главного врача. — 2011. — № 12 (67). — С. 72–76.
10. Кожанкова, Д.С. и др. Особенности нормативно-правового регулирования деятельности аптек медицинских организаций / Д.С. Кожанкова, М.С. Коннова, М.А. Мищенко // Крымский научный вестник, №3 (24), 2019. – С. 25-28.
11. Лин, А.А. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности / А.А. Лин, С. Соколова // Проблемы современной экономики. – 2013. – №2 (42). – С. 372–376.
12. Липсиц И.В. Маркетинг: учебник / И.В. Липсиц. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 576с.
13. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицин. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с.
14. Литвинов, Д.В. и др. Значение фактора производительности труда - "дисциплина", в аптечной организации / Д.В. Литвинов, Н.А. Кривошеев, А.А. Ивасенко // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Модели и методы повышения эффективности инновационных исследований». 2019. – С. 159-161.
15. Лунёв А.П., Акмаева Р.И. Становление и специфические особенности развития менеджмента в современной России // Вестник АГТУ. Серия: Экономика. - 2010. - №2. - С.44
16. Медик В.А. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник/ В.А. Медик, В.К. Юрьев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 608 с.
17. Мельникова, О.А. Организация деятельности аптеки: учебник / О.А. Мельникова, О.В. Филиппова. – Ростов на Дону: Феникс, 2021. – 607 с.
18. Мороз Т.Л. Проблемы нормативно-правового регулирования деятельности больничных аптек / Т.Л. Мороз // Правовые вопросы в здравоохранении. - 2013. - № 3. - С. 26–32.
19. Ольшанская, В.П. Применение принципов маркетинга при построении конкурентоспособного аптечного бизнеса / В.П. Ольшанская, А.Я. Фигурнов // Экономический вестник фармации. – 2009. – №9/10. – С. 37–40.
20. Петрова, О.С. Анализ деятельности аптечных организаций / О.С. Петрова // Вестник института экономики и управления НОВГУ. - №3 (28). – 2018. – С. 62-68
21. Шабров, Р.В. Регулирование фармрынка / Р.В. Шабров, А.Д. Шадрин // Аптечный бизнес. – 2014. – №1. – С. 12–16.
22. Экономика и организация фармации. Учебник для студентов среднего профильного образования / Под. ред. Косовой И.В. - 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2014. — 448 с.
При оценке использовалась 5-балльная система (1 – минимальная выраженность критерия; 5 – максимальная). Вывод: данные таблицы 10 и рис. 9 свидетельствуют о том, что социальная направленность наиболее выражена у государственной аптеки – аптека 2. Некоторые аспекты социальной составляющей присутствуют и в аптеке 1, но гораздо в меньшей степени. Во всех аптеках отсутствуют такие формы работы как консультирование врачей по направлениям; дни акций, скидок для всех категорий граждан; сотрудничество с общественными организациями, программами в сфере здравоохранения, участие в благотворительных мероприятиях. Далее был определен интегральный показатель эффективности деятельности двух исследуемых аптек по оценочному профилю, для чего проранжированы полученные данные финансового анализа, анализа конкурентоспособности и социальной направленности от 1 до 5, где 1 – минимальная выраженность фактора; 5 – максимальная (таблица 11, рис. 10)