Анализ финансового состояния организации-участника внешнеэкономической деятельности предприятия (на материалах ООО «УфаХимКомплект»)
ВВЕДЕНИЕ
Современные условия функционирования российских предприятий, являющихся участниками внешнеэкономической деятельности, представляют собой результат активной демонополизации и либерализации в сфере торговых связей страны на международной арене и требуют самостоятельного решения широкого круга проблем. Объективная оценка финансового состояния предприятия является необходимостью для грамотного управления. В случае отсутствия либо неправильного использования финансовых ресурсов организации возможно совершить множество различных ошибок. Финансовое состояние предприятия и его анализ характеризует обеспеченность организации финансовыми ресурсами, а также показывает его экономический потенциал. Он предназначен для того, чтобы предприятие осуществляло свою деятельность бесперебойно и могло своевременно погашать свои обязательства. Проведение финансового анализа напрямую взаимодействует с принятием грамотных управленческих решений, которые в дальнейшем повлияют на положительное финансовое состояние организации. Основной целью анализа финансового состояния организации является точное и своевременное выявление недостатков в финансовой деятельности и их устранение, а также поиск путей улучшения ликвидности и платежеспособности организации.
Цель данной работы – исследование анализа финансового состояния организации-участника внешнеэкономической деятельности предприятия.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1) изучение теоретических основ анализа финансового состояния организации-участника внешнеэкономической деятельности предприятия;
2) дать характеристику структуре и динамике основных показателей эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности предприятия, дать характеристику финансово-хозяйственной деятельности ООО «УфаХимКомплект»;
3) разработать мероприятия по улучшению финансового состояния организации.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ-УЧАСТНИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Понятие, сущность, цель, задачи, этапы анализа финансового состояния предприятия 8
1.2. Методика анализа финансового состояния предприятия 11
1.3. Особенности анализа финансового состояния внешнеэкономической деятельности предприятия 20
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ -УЧАСТНИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ООО «УФАХИМКОМПЛЕКТ») 33
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 33
2.2. Анализ финансовой деятельности предприятия 36
2.3. Анализ и oценка эффективнocти управления внешнеэкoнoмичеcкoй деятельнocти OOO «УфаХимКoмплект» 45
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ-УЧАСТНИКА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА МАТЕРИАЛАХ ООО «УФАХИМКОМПЛЕКТ») 46
3.1. Характеристика экспортных операций ООО «УфаХимКомплект» 46
3.2. Мероприятия по улучшению финансового состояния организации 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]: федер. закон: от 27 нояб. 2009 г. № 17: в ред. от 10 окт. 2014 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф».
2. Об экспортном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон: от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ: в ред. от 21 июля 2014 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23850/ (дата обращения 01.04.2022).
3. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон: от 10 дек. 2003 г. № 173-ФЗ: в ред. от 30 февр. 2015 г. // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Версия Проф». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45458/ (дата обращения: 08.04.2022).
4. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Текст]: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. – 2015. – № 4912. – 19 мая.
5. Альберт, М. Основы менеджмента [Текст] 3-е изд., испр. и доп. / М. Мескон. – М.: Вильямс, 2017. – 672 с.
6. Ангтбаев, М. У. Стратегическое финансовое планирование и методы определения экономического эффекта [Текст] / М. У. Ангтбаев // Каржы Каражат. – 2015. – №8. – С. 32-39.
7. Андронов, В. В. Стратегия внешнеэкономической деятельности корпорации [Текст] / В. В. Андронов // Экономика, предпринимательство, окружающая среда. – 2015. – № 4 (24). – С. 33-37.
8. Бабак, Л. М. Оценка эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия [Текст] / Л. М. Бабак, О. А. Веретеникова, В. А. Осипов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-6. – С. 1011-1015.
9. Басенко, А. М. Основные принципы и подходы формирования стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона [Текст] / А. М. Басенко, И. В. Ишанов // Финансовые исследования. – 2015. – № 3 (48). – С. 200-207.
10. Гомон, А. П. Экономическое обоснование интеграционных стратегий предприятий [Текст] / А. П. Гомон // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2014. – № 48. – С. 35-39.
11. Группа компаний ГОТЭК [Электронный ресурс] / Центр информ. технологий ГОТЭК; ред. Боков Н.П.; Wеb-мастер Власов А.А. – Электрон, ан. [офиц. сайт] – Железногорск: ГОТЭК, 2004-2017. – Режим доступа: httр://www.gotеk.ru/contаcts.рhр?cont_id=2 (дата обращения 02.03.2022).
12. Диденко, Н. И. Основы внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / Н. И. Диденко. – СПб.: Политехника, 2015. – 405 с.
13. Инжиниринговый химико-технологический центр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ect-center.com/ (дата обращения 10.04.2022).
14. Килин, В. В. Перспективы развития внешнеторговой деятельности России в условиях Единого экономического пространства [Текст] / В. В. Килин // Евразийская интеграция: экономика, право, политика. – 2016. – № 14. – С. 7885.
15. Куинн, Дж. Б. Стратегический процесс. Концепции. Проблемы. Решения. Основы менеджмента [Текст] 5-е изд., испр. и доп. / С. Гошал. – Спб.: Питер, 2015. – 688 с.
16. Кутовой, В. М. Государственное регулирование ВЭД в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / В. М. Кутовой. – М.: Международные отношения, 2014. – 137 с.
17. Лопатников, Л. И. Экономико-математический словарь [Текст] / Л. И. Лопатников. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2013. – 520 с.
18. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия [Текст]: учеб. пособие / Н. П. Любушкин. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 576 с.
19. Макконнелл, К. Р. Экономикс [Текст] 5-е изд., испр. и доп. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю. – М.: Инфра-М, 2015. – 944 с.
20. Методические рекомендациипо выполнению выпускной квалификационной работы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика программы «Внешнеэкономическая деятельность организации» (профиль Мировая экономика) / Е. И. Дорохова, Е. Н. Камышанченко, С. Н. Растворцева, Ю. Л. Растопчина. – Белгород: ИД «Белгород», 2017. – 72 с.
21. Мингалева, Ж. А. Разработка стратегии внешнеэкономической деятельности региона в программах структурной модернизации экономики [Текст] / Ж. А. Мингалева, Е. Д. Оборина // Вестник Пермского университета. – 2014. – № 1 (4). – С. 61-66.
22. Муфтахутдинова, Х. Р. Экономический потенциал региона: социально-экономическая сущность и модель оценки [Текст] / Х. Р. Муфтахутдинова, М. Н. Горинов // Вестник ИжГТУ. – 2012. – № 4. – С. 30-36.
23. Науменко, Е. К. Формирование стратегии управления устойчивым развитием внешнеэкономической деятельности предприятия [Текст] / Е. К. Науменко // Международная экономика. – 2014. – № 7. – С. 45-47.
24. Немкович, А. В. Формирование методики анализа эффективности внешнеторговой деятельности промышленного предприятия в рамках ЕАЭС [Текст] / А. В. Немкович // Экономика в промышленности. – 2016. – № 3. – С. 279-286.
25. Оборина, Е. Д. Формирование стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона [Текст]: дис. на соискание уч. степени канд. эконом. наук: 08.00.14 /– Екатеринбург, 2011. – 182 с.
26. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 14-е изд., испр. и доп. – М.: Оникс, 2012. – 928 с.
27. Официальный сайт Общества с ограниченной ответственностью «ТД Крезол» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.krezol02.ru/ (дата обращения 28.03.2022).
28. Пащенко, Е. Н. Экспортная стратегия в системе внешнеэкономической деятельности российских предприятий [Текст] / Е. Н. Пащенко // Вестник профессионального бухгалтера. – 2016. – № 4-6. – С. 20-25.
29. Прока, Н. И. Продовольственная безопасность государства от экономики производства до экономики потребления [Текст] / Н. И. Прока, В. И. Савкин. – 2012. – № 1. – С. 14-21.
30. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь [Текст] / А. М. Прохоров. – 8-е изд., испр. и доп. – М.: Норинт, 2013. – 1456 с.
31. Прытков, Р. М. Формирование и развитие экспортного потенциала региона [Текст] / Р. М. Прытков, Г. И. Немирова // Вестник ОГУ. – 2011. – № 13. – С. 387-393.
32. Рогов, В. Н. Экспортный потенциал России: состояние, ориентиры и условия развития [Текст] / В. Н. Рогов // Внешнеэкономический бюллетень. – 2013. – № 5. – С. 12-23.
33. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] / Центр информ. технологий РГБ; ред. Власенко Т. В.; Wеbмастер Козлова Н. В. – Электрон. дан. – Железгоро, Рос. гос. б-ка, 1997-2015. – Режим доступа: httр://www.rsl.ru (дата обращения 12.04.2022).
34. Рыбин, В. И. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и объединений [Текст]: учеб. пособие / В. И. Рыбин. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 391 с.
35. Санжаревский, И. И. Политическая наука: словарь-справочник [Текст] / И. И. Санжаревский. – 6-е изд., испр. и доп. – Тамбов: РАНХиГС, 2014. – 672 с.
36. Саутченкова, Ю. Н. Стратегии внешнеэкономической деятельности организации [Текст] / Ю. Н. Саутченкова // Межд. науч. журнал «Инновационная наука». – 2016. – № 4. – С. 34-38.
37. Сусанян, К. Г. Формы государственной поддержки российского экспорта [Текст] / К. Г. Сусанян // Российский внешнеэкономический вестник – 2014. – № 8. – С. 39-47.
38. Трифонова, Е. Ю. Методика оценки эффективности мероприятий по реализации стратегии предприятий участников внешнеэкономической деятельности [Текст] / Е. Ю. Трифонова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2013. – № 3 (3). – С. 246-251.
39. Уварова, А. Я. Оценка внешнеэкономической деятельности регионов России и пути ее активизации [Текст] / А. Я. Уварова // Региональная экономика. – 2014. – № 11. – С. 40-47.
40. Фазлыева, А. Ф. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность [Текст] / А. Ф. Фазлыева // Современные тенденции развития науки и образования. – 2016. – № 11. – С. 453-456.
41. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: [офиц. сайт] /Внешняя торговля Российской Федерации (по методологии платежного баланса) – Электрон. дан. – М., Фед. служб. гос. стат, 1999-2015. – Режим доступа: httр://www.gks.ru/wрs/ connеct/rosstаt_mаin/rosstаt/ru (дата обращения 11.04.2022).
42. Филобокова, Л. Ю. SNW-, STЕР- и SWOT-Анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством [Текст] / Л. Ю. Филобокова // Экономический анализ: теория и практика. – 2014. – № 17. – С. 36-40.
43. Холопов, К. В. Внешняя торговля Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / К. В. Холопов. – М.: Юристъ, 2014. – 384 с.
44. Чернова, Т. В. Система показателей оценки экспортного потенциала региона [Текст] / Т. В. Чернова // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2011. – № 1. – С. 3-7.
45. Чечевицина, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учеб. Пособие. – 6-е изд., испр. и доп. – Л. Н. Чечевицина. – М.: Маркетинг, 2016. – 368 с.
46. Шадрин, А. Ф. Внешнеэкономическая деятельность фирмы как субъекта мирового хозяйства [Текст] / А. Ф. Шадрин // Статистика и экономика. – 2015. – № 4. – С. 92-94.
47. Шведков, А.Н. Стратегия управления внешнеэкономической деятельностью предприятия в современных экономических условиях [Текст] / А. Н. Шведков // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. – 2015. – № 2 (34). – С. 133-139.
48. Ширай, В. И. Мировая экономика и международные экономические отношения [Текст]: учебное пособие / В. И. Ширай. – М.: Изд. торговая корпорация «Дашков и Ко», 2014. – 528 с.
49. Шуйский, В. П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России [Текст] / В. П. Шуйский // Российский внешнеэкономический вестник. – 2012. – № 9. – С. 35-48.
50. Якушина, В. А. Формы и виды внешнеэкономической деятельности [Текст] / В. А. Якушина, Т. Г. Дудкина // Социосфера (Прага). – 2016. – № 7. – С. 54-57.
51. Cаntwеll, J. Locаtion of intеrnаtionаl businеss аctivitiеs: intеgrаting idеаs from rеsеаrch in intеrnаtionаl businеss, strаtеgic mаnаgеmеnt аnd еconomic gеogrарhy [Tеxt] / J. Cаntwеll. - Bаsingstokе: Раlgrаvе Mаcmillаn. – 2014. – 273 р.
52. Chаndlеr, А. Strаtеgy аnd Structurе: Chарtеrs in thе History of thе Аmеricаn Industriаl Еntеrрrisе [Tеxt] / А. Chаndlеr. – 2013. – 464 р.
53. Christiаnsеn, B. Hаndbook of rеsеаrch on globаl businеss oррortunitiеs [Tеxt] / B. Christiаnsеn; IGI Globаl. - Hеrshеy, РА: Businеss Sciеncе Rеfеrеncе. – 2015. – 669 р.
54. Finding аnd kеерing intеrnаtionаl customеrs [Tеxt]: Govеrnmеnt рublicаtion / Еxрort Dеvеloрmеnt Cаnаdа. – [Ottаwа]: Еxрort Dеvеloрmеnt Cаnаdа. – 2015. – 13 р.
55. Hil C. W. L. Globаl businеss todаy [Tеxt] / C. W. L. Hil, G. T. M. Hult. - Nеw York, NY: McGrаw-Hill Еducаtion. – 2016. – 541 р.
56. Shеng А. Mаnufаcturing аnd еnginееring tеchnology : рrocееdings of thе 2014 Intеrnаtionаl Confеrеncе on Mаnufаcturing аnd Еnginееring Tеchnology (ICMЕT 2014), Sаnyа, Chinа, 17-19 Octobеr 2014 [Tеxt] / А. Shеng; Y. Wаng, (Of thе Tiаnjin Univеrsity of Sciеncе аnd Tеchnology). - Lеidеn, Thе Nеthеrlаnds: CRC Рrеss/Bаlkеmа. – 2015. – 619 р.
57. Wаtеrs, C. D. J. Globаl logistics: nеw dirеctions in suррly chаin mаnаgеmеnt [Tеxt] / C. D. J. Wаtеrs, S. Rinslеr. – London; Рhilаdеlрhiа: Kogаn Раgе. – 2014. – 450 р.
Необходимо также и изменение отношений с «внешней» средой. Отделом по маркетингу, отделом внешнеэкономической деятельности должно быть организовано постоянное изучение общих тенденций развития своей и смежных отраслей народного хозяйства, поведения конкурентов, оценки эффективности проводимой предприятием маркетинговой политики. Для этих целей могут использоваться услуги различных специализированных организаций, привлекаться сторонние специалисты-консультанты. Немаловажным представляется также изучение и заимствование передового опыта работы других предприятий рынка. В настоящее время всем внешнеторговым предприятиям представляется особенно важным правильно и эффективно организовывать, постоянно контролировать и по возможности регулировать экспортно-импортные операции. Рассмотрев организационную структуру ООО «Уфахимкомплект», можно сделать вывод о необходимости создания подобного подразделения, в силу существования определенного негативного опыта, связанного с ведением внешнеторговой деятельности данного предприятия. Решение проблемы, связанной с высокой конкуренцией, возможно, прежде всего, путем расширения ассортимента производимой предприятием ООО «УфаХимКомплект» продукции. Также, в связи с проблемой высокой конкуренции на рынке и ее внешней реализацией на мировом рынке, в рамках исследования предлагаем создание собственных представительств ООО «УфаХимКомплект» в странах контрагентов. Имея собственное представительство, у предприятия появится возможность подключения к новым базам данных, тем самым быстро и оперативно осуществлять поиск необходимых товаров и делать соответствующие заказы. В настоящее время поиск партнера – завода изготовителя или торговой компании, имеющего возможность предложить нужный и качественный товар – достаточно сложная работа. Следовательно, приходится обращаться к отдельным фирмам, которые могут порекомендовать нужных изготовителей или, которые зачастую сами выступают в роли посредников. А подобная работа занимает слишком много времени. Торговое представительство значительно повысит оперативность работы всего предприятия, так как будет осуществлять сбор необходимой информации, поиск потенциальных партнеров, посещать выставки и ярмарки. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что при ведении внешнеэкономической деятельности в ООО «УфаХимКомплект» существует ряд проблем, которые сдерживают эффективное развитие экспортного потенциала продукции, произведенной на исследуемом предприятии. Но несмотря на вышеуказанные проблемы, производство и реализация готовых изделий за рубежом, имеет экономический смысл для ООО «Уфахимкомплект». Решение выявленных проблем будет способствовать повышению эффективности финансово-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности, улучшению и стабилизации финансового состояния предприятия.