Коррупция в сфере государственных (муниципальных) закупок как угроза экономической безопасности Российской Федерации
Введение
На современном этапе экономического развития России продолжает совершенствоваться система закупок для государственных и муниципальных нужд. Экспертами оцениваются итоги внедрения контрактной системы государственных и муниципальных закупок, выявляются проблемы и преимущества этой системы. В связи с этим возникает необходимость в модернизации инструментария управления государственными закупками и формировании единых теоретико-методических подходов к определению и оценке уровня эффективности контрактной системы с позиции обеспечения экономической безопасности страны. В условиях финансового кризиса роль закупок возрастает в связи с тем, что значительная часть средств, выделяемых на функционирование внутренней экономики, распределяется именно в виде государственных заказов. Государство в настоящее время – это один из самых платежеспособных покупателей. В то же время вопросы обеспечения экономической безопасности контрактной системы закупок должны получить новое содержание, связанное с добросовестной конкуренцией и юридической чистотой проведения конкурсных процедур, направленных на экономию государственных бюджетных средств. Закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд могут являться весьма коррумпированной сферой и быть для отдельных чиновников и руководителей коммерческих структур значительным и весьма прибыльным источником получения незаконного дохода.
Содержание
Введение 5
Глава 1. Коррупция в системе государственных и муниципальных закупок в контексте экономической безопасности Российской Федерации 7
1.1 Экономическая безопасность Российской Федерации 7
1.2. Система государственных (муниципальных) закупок 14
1.3. Коррупция как угроза экономической безопасности 21
Глава 2. Состояние и проблемы в секторе государственных и муниципальных закупок 32
2.1 Состояние сектора государственных (муниципальных) закупок 32
2.2. Проблемы в секторе государственных (муниципальных) закупок 36
2.3. Состояние борьбы с коррупцией в сфере государственных (муниципальных) закупок 50
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию сферы государственных и муниципальных закупок 63
Заключение 88
Список использованных источников 93
Список использованных источников
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 25.03.2022).
2. Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
3. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 № 223-ФЗ.
4. Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
5. Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 № 172-ФЗ.
6. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
7. Федеральный закон "О безопасности" от 28.12.2010 № 390-ФЗ.
8. Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2017 г. № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
9. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"
10. Постановление Правительства РФ от 13.10.2011 № 835 (ред. от 05.04.2022) "О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
11. Аксенов С.Г. К вопросу о противодействии коррупции в сфере государственных закупок (экономико-правовой аспект) // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке. 2018. Т. 10. № 1. С. 89-95.
12. Бакальская Е.В. Коррупция как угроза экономической безопасности России // АЛЛЕЯ НАУКИ. 2018. № (25).
13. Бардиж Е.А. Коррупция в современной России: проблемы противодействия // Ростовский научный журнал. 2017. №4-1.
14. Бейт, Н. Как преодолеть экономический спад. План выживания в бизнесе / Н. Бейт. - М.: Олимп-Бизнес, 2021. - 947 c.
15. Беловицкий К.Б., Илюхина А.И. Противодействие коррупции в сфере государственных закупок // В сборнике: актуальные проблемы обеспечения экономической безопасности и противодействия теневой экономики сборник научных трудов. Москва, 2018. С. 20-27.
16. Будаева Ю.С., Соловьёва А.А., Борякин Д.В. Правовые меры, направленные на противодействие коррупции в сфере государственный закупок // В сборнике: Государство и право: проблемы и перспективы совершенствования сборник научных трудов 2-й Международной научной конференции. Курск, 2019. С. 41-45.
17. Борисова Е. В. Профессионализм заказчика – базовый принцип контрактной системы государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 2(24). – С. 24–26.
18. Борисова Е. В. Сферы регулирования и принципы международных и российской систем государственных закупок // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 3 (25). – С. 15–18.
19. Бычков А.И. Дефекты, ошибки и неурядицы: правовое регулирование. – М.: Инфотропик Медиа, 2017. – 368 с.
20. Вилкова Н.Г., Гриневич А.С. Особенности правового регулирования контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок // Вестник современных исследований. 2019. № 1.14 (28). С. 13-17.
21. Вичужанин М.Ю. Причины возникновения коррупции и современное состояние коррупции России//актуальные проблемы юриспруденции современной Росси сборник статей по материалам VI Всероссийской научно-практической конференции, 2016. 30-35 с.
22. Голик, Ю. В. Коррупция как механизм социальной деградации / Ю.В. Голик. - М.: Юридический центр, 2021. - 867 c.
23. Единая информационная система в сфере закупок // [Электронный ресурс]. URL: https://zakupki.gov.ru/. (дата обращения: 25.03.2022).
24. Жучкин Д.В., Жучкин А.В. Противодействие коррупции при осуществлении государственных закупок на управленческие нужды // Плехановский барометр. 2018. № 2. С. 26-29.
25. Каранина, Е. В. Актуальные проблемы противодействия коррупции при осуществлении государственных и муниципальных закупок / Е. В. Каранина, К. Е. Картавых. // Экономика и управление: проблемы, решения. Август 2016. – Т. 2, № 8. С. 207-211.
26. Катвалян А.Э. Развитие системы правового регулирования государственных закупок в России // Финансовое право. – 2019. – № 1. – С. 41 – 45.
27. Кольцова, А. С. Механизм государственного заказа: проблемы и направления совершенствования / А. С. Кольцова, В. А. Плотников, С. Н. Черных. – Текст: непосредственный // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология, Менеджмент. – 2017. – Т. 7, № 2 (23). – С. 60-69.
28. Крутиков В.К., Дорожкина Т.В., Костина О.И. Экономическая безопасность. Учебно-методическое пособие / Крутиков В.К., ─ Калуга: ИП Стрельцов И.А. (Изд-во «Эйдос»), – 2017. ─ 196 с.
29. Кузнецова Е.И., Борисова Е.В. Коррупция в системе угроз экономической безопасности. Путеводитель предпринимателя. 2016;(30):86-92.
30. Кузовлева Е.К. Коррупция в системе государственных закупок // Ростовский научный журнал. 2018. № 1. С. 107-112.
31. Купреев С.С. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в органах власти и управления // Административное и муниципальное право. 2016. № 9. С. 10-12.
32. Кротов, М. И. Экономическая безопасность России: системный подход / М. И. Кротов, В. И. Мунтиян. – Санкт-Петербург: Рост, 2016. – 336 с.
33. Лелюхин, С. Е. Экономическая безопасность в предпринимательской деятельности: учебник / С. Е. Лелюхин, А. М. Коротченков, У. В. Данилова. – Москва: Проспект, 2016.
34. Магомедова Д.А. Экономическая безопасность как составная часть национальной безопасности России / Д.А. Магомедова // Наука через призму времени. — 2019. — № 9 (30). — С. 21-22
35. Маковлева Е. Е. Инструменты и методы противодействия недобросовестному исполнению государственного контракта // Экономическая политика. – 2018. – Т. 13. – № 13. – С. 62 – 81.
36. Мельникова В. В., Усманов Т. Б., Щеколдин В. Ю. Факторы государственных закупок: оценка влияния в рамках международных сопоставлений // Journal of Economics Regulation (Вопросы регулирования экономики). – 2016. – № 2. – С. 81–93.
37. Мельцова, Д. А. Противодействие коррупции в государственных и муниципальных закупках / Д. А. Мельцова. // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 273-276.
38. Овчарова А. О., Игнатьева Ю. И. Правовые механизмы формирования эффективной контрактной системы в сфере государственных закупок. // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 3 (88). – С. 138–145.
39. Песоцкий А. А. Антикоррупционная деятельность в системе экономической безопасности страны и региона// Известия СПбГЭУ. 2018.
40. Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты : монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др. ; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 233 с.
41. Шадрина Е. В., Ромодина И. В. Государственные закупки для устойчивого развития: международный опыт // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – № 1. – С. 149 – 172.
42. Шешукова Т.Г. Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект // Международный бухгалтерский учет. 2018. Т. 21. № 2. С. 149-158.
43. Экономическая безопасность / учебник для студентов ВУЗов / Под редакцией Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д. М., ЮНИТИ-ДАНА.2018.
44. Экономическая безопасность : учебник для вузов / под общ. ред. Л. П. Гончаренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018.
• для упрощения процедуры аккредитации на электронных торговых площадках необходимо дополнить ст. 24.2 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктом 18, изложить его в следующей редакции «Участник закупки вправе подать заявку на регистрацию в ЕИС, а также аккредитацию на электронных торговых площадках через портал государственных услуг, с документами, указанными в настоящей статье. В течение суток после подачи заявки оператор дает согласие либо отказ в аккредитации участника»;
• для роста количества участников закупок и увеличения конкуренции необходимо исключить из законодательства условия об обеспечении заявок и контрактов;
• необходимо включить в штат или закрепить за иной должностью специалиста, прошедшего подготовку по направлению осуществления государственных закупок: для этого необходимы изменения в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 05.04.2013 г. 44-Ф3 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и изложить его в следующей редакции: «Заказчики, специализированные организации обязаны обеспечивать прохождения обучения и повышения уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок, путем направления соответствующего должностного лица на обучение, которое оказывается по утвержденным образовательным программам организациями, прошедшими государственную аккредитацию образовательной деятельности, в соответствии с законодательством Российской Федерации»;