Анализ причин употребления психоактивных веществ подростками, как основы для создания программ по профилактике
Введение
Актуальность темы исследования.
Данное исследование направлено на рассмотрение и решение проблем, связанных с потреблением алкоголя, табака, никотиносодержащих и других наркотических и психотропных веществ среди несовершеннолетних и молодежи более старшего возраста , обучающихся ССУЗов и ВУЗов.
Негативное влияние потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), а также их незаконного оборота, на здоровье людей и развитие всего общества в целом остаются одной из главных проблем, крайне актуальных для нашей страны. Несмотря на то, что на решение этих проблем направляется множество ресурсов и усилий, существенных изменений в развитии ситуации не происходит.
На заседании Совета безопасности РФ 16 ноября 2020 года глава государства указал на необходимость расширения современной антинаркотической информационной политики, в том числе в СМИ, в популярных у молодежи социальных сетях, в образовательных учреждениях.
«Ежегодно наркотики калеча
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………….…………...3
Глава I. анализ Причин и последствия употребления ПАВ подростками……………………………………………………………..…12
1.1. Из истории вопроса ……………………………………………………..….12
1.2. Что такое ПАВ?……………………………………………………………..13
1.3. Формирование зависимости……………………………………………......21
1.4. Последствия употребления ПАВ…………………………………………..24
1.5. Профилактические программы………………………………………...…..34
Выводы по первой главе ………………………………………………………..40
Глава II. Эмпирическое исследование ……………………….….42
2.1. Процедура и методы исследования ……………………………...….…...42
2.2. Анализ исследования…………………………………………………...…..47
2.3. Результаты, полученные по авторскому опроснику, направленным на выявление показателей социализации и девиации подростков по И.ГЛаверычевой (СПСД)………………………………………………………..
2.4. Сравнительная характеристика и анализ результатов, полученных по двум опросникам, направленным на выявление показателей социализации и девиации подростков по И.Г. Лаверычевой …………………...…..
2.5. Результаты, полученные на основании 16-ти факторного теста Кеттелла, Личностный опросник…………… ………………………………….
2.6. Сравнительная характеристика и анализ результатов, полученных по двум тестам Кеттелла ………………………………………………………..
2.7. Результаты теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева
…………………………………………………………………………………….
2.8. Сравнительная характеристика и анализ результатов теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А.Леонтьева ………………………
Выводы по второй главе ………………………………………………………..
Заключение ……..………………………………………….…………….....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложения
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования. Автореферат. / -2014.
Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Наркомания глазами семейного психолога / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. - СПБ.: Речь, 2005. - 240с
Бандура А. Теория социального научения. /2000. С-117.
Березин, С. В., Лисецкий, К. С. Психология ранней наркомании / С.В. Березин, К.С. Лисецкий. – М.: МПА, 2000.
Березин, С. В., Лисецкий, К. С., Назаров, Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости / С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров. - М.: МПА, 2001.
Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А.Е. Войкунский // Психологический журнал. - 2004. - № 1. - С. 90-100.
Винницкая А. Г., Разводовский Ю. Е., Лелевич В. В. Вопросы наркологии.//– 2011 – № 5 – C. 46–50
Завьялов, В. Ю. Психологические аспекты формирования алкогольной зависимости / В.Ю. Завьялов. – Новосибирск: Наука, 1988.
Заика, Е. В., Крейдун, Н. П., Якина, А. С. Психологическая характеристика личности подростка с отклоняющимся поведением / Е.В. Заика, Н.П. Крейдун, А.С. Якина // Вопросы психологии. – 1990. - № 4. - С. 83-90.
Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / 2003. – 288 с.
Иванов Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ / Д.В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – № 4. – С. 263–267.
Иванов Д.В. Социалъно-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков / Д.В. Иванов // Вектор науки ТГУ. – 2013. – №3. – С. 424-426.
Иванов Д.В. Психолого-педагогическая профилактика употребления подростками психоактивных веществ / Д.В. Иванов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2009. – № 4. – С. 263–267.
Иванов Д.В. Социалъно-психологические детерминанты аддиктивного поведения подростков / Д.В. Иванов // Вектор науки ТГУ. – 2013. –
Аддикции выражаются по-разному. Это означает, что зависимое поведение может принимать разные формы, их объединяют схожие механизмы формирования зависимого поведения. С точки зрения эпидемиологии, степень выраженности патологических последствий у разных видов аддиктивного поведения различна.
Все зависимое поведение можно условно разделить на 2 большие группы: химическое (связанное с употреблением тех или иных веществ, которые изменяют сознание и оказывают воздействие на психику) и нехимическое (поведенческие патологии).
Эмоциональная зависимость выражается в азартном поведении.
Аддикта характеризует стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния, развития и поддержания интенсивных эмоций посредством приема психоактивных веществ или чрезмерной фиксации на определенных видах деятельности.
Побороть зависимость человек не может. Кроме того, аддикт полагает, что его якобы аддиктивное поведение на самом деле включает в себя все необходимое для приспособления к трудной жизненной ситуации. Получается, что такое аддиктивное поведение негативно сказывается как на самом человеке, так и на его ближайшем окружении.