Особенности смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте в зависимости от уровня религиозного самосознания
ВВЕДЕНИЕ
Современный мир всё в большей степени знаменуется отличиями в ценностных ориентациях различных поколений. Каждое поколение обладает собственными взглядами и ценностями, которые отстаиваются бунтарством и непреклонностью. Процесс формирования жизненных ценностей у личности сопровождается стремлением к независимости и отвержением всего, что было в прошлом.
Смысложизненные ориентации продолжают своё активное формирование в юношеском возрасте. Данному явлению характерно появления таких особенностей, как углубленная рефлексия, размышления о процессе складывания собственной жизни, стремление к идентификации с собой, со сверстниками того же и противоположного пола. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу: путь своего духовного развития, определение своего места среди людей, свою деятельность, свой образ жизни.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ6
1.1 Феномен смысложизненных ориентаций в работах отечественных и зарубежных философов и психологов6
1.2 Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте12
1.3 Влияние уровня религиозного самосознания на развитие смысловой сферы личности в юношеском возрасте26
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ38
2.1 Описание и обоснование методов исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте38
2.2 Сравнительный анализ и результаты исследования смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте в зависимости от уровня вероисповедания44
2.3 Обработка и интерпретация данных, полученных в ходе исследования54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., изд-во Михайлова В. А.,1998
2. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [Текст] / Б. Г. Ананьев / Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974. - 280 с.
3. Асмолов А.Г., Братусь Б.С., Зейгарник Б. В., Петровский В.А. и др. О некоторых перспективных исследованиях смысловых образований личности // Вопросы психологии. — 1979. — № 4. — С. 35–47.
4. Братусь Б.С. Христианская и светская психотерапия. URL:
http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/bratus-b.s.-hristianskaya-i-svetskaya-psihoterapiya.html (дата обращения 19.04.2016).
5. Братусь Б.С., Слободчиков В. И., Лоргус А., свящ. "Христианская психология: за и против". URL: http://dusha-orthodox.ru/biblioteka/bratus-b.s.-slobodchikov-v.i.-lorgus-a.-svyasch.-hristianskaya-psihologiya-za-i-protiv.html (дата обращения 30.03.2022).
6. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. — М. Знание,1985. — 64 с.
7. Братусь Б. С., Инина Н. В. Bepa как общепсихологический феномен сознания человека // Вести. Моск. ун-та. Cep.14. Психология. — 2011. — №1. — С. 25–38.
8. Братусь Б. С. Нравственное сознание личности: психологическое исследование. — М. Знание,1985. — 64 с.
9. Выготский Л.С. Психология [Текст]: / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с
10. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Изд-во «Инст-т практ. психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК». – 1996. – 512с.
В следствие чего появляется потребность самостоятельного исследования, размышлений, выбора.
Особенно важным компонентом самосознания является самоуважение. На протяжении юношеского периода индивид обучается принятию себя и ответственности за свои поступки, самопринятие – значительный признак развития личности.
Обращаясь к современной литературе в области развития личности, можно выделить следующие задачи развития в юности:
- достижение социальной зрелости – в отличии от подростка, юноша включается во взрослую жизнь не только в своем сознании, но и начинает принимать активное участие в ней;
- формирование самосознания и собственного мировоззрения – открытие своего внутреннего мира, целостного представления о самом себе;
- осознание и формирование отношения к зарождающейся сексуальности;
- понимание конечности своего существования, неизбежности смерти.