Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и пути их разрешения
Введение
Каждый человек в своей жизни сталкивался с конфликтными ситуациями. Они возникают во всей деятельности людей, начиная со взаимоотношений между ними, заканчивая социальными институтами. Конфликты являются неотъемлемой частью жизни общества, а особенно организаций. С современной точки зрения некоторые конфликты не только допустимы, но и необходимы. Они способствуют получению информации о разнообразии точек зрения, скрытых недостатках, противоречиях. В дальнейшем именно эта информация позволяет озвучить достаточное количество альтернатив или проблем существующих в организации и её коллективе. Конфликты ведут к изменениям существующих и формированию новых механизмов работы, взаимоотношений между коллегами, способствуют повышению активности и мотивации в трудовом коллективе, росту квалификации, стимулируют появление новых идей и альтернатив развития организации. Актуальность выбранной темы работы обусловлена тем, что в настоящее время наблюдается определенный быстрый темп развития рыночных отношений, своевременность и правильность принятия решения во многом зависит от того, насколько эффективно организована работа персонала. Поэтому для обеспечения эффективной работы коллектива необходимо свести к минимуму количество конфликтных и связанных зачастую с ними стрессовых ситуаций.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования методов разрешения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. 5
1.1 Понятие конфликтных ситуаций в трудовых коллективах, их причины, виды и функции. 5
1.2. Способы урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций в трудовых коллективах. 10
Выводы 17
Глава 2. Программа методов разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. 19
2.1. Специфика урегулирования и разрешения конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе. 19
2.2. Программа профилактики и методов разрешения трудовых конфликтов в педагогическом коллективе. 22
Выводы 25
Заключение 27
Список источников 29
Список источников
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.
2. Армстронг М. Практика и управление человеческими ресурсами. СПб, 2007
3. Байделл Т.М. Как улучшить управление организацией. - М.: Инфра-М, 2007.- 10 с.
4. Бокова, И. В. Конфликт в системе «педагог — педагог» / И. В. Бокова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3811/ (дата обращения: 04.05.2022).
5. Галенко В.П., Рахманов А.И., Страхова О.А., Менеджмент. Системы управления, методология, предпринимательство. СПб, 2003
6. Гвоздева Е.В. Управленческие конфликты: переговоры как способ их разрешения // Актуал. пробл. совр. науки. - 2015. - № 2. - С.79-81.
7. Гелета И.В., Калинская Е.С. Управление персоналом и регулирование рынка труда организации// Экономика: теория и практика. 2007. № 1 (13). С. 54-58
8. Герасимов Б.Н., Чумак В.Г., Яковлева Н.Г. Менеджмент персонала. Ростов-на-Дону, 2003
9. Гришина Н.В. «Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов». Л., 1977.
10. Грызунова В. Д. Урегулирование конфликтов в трудовом коллективе // Современные научные исследования и инновации. – Январь 2013. – № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues//2013/01/19611 (дата обращения: 01.05.2022).
11. Дырин С.П. Российская модель управления персоналом в условиях промышленного предприятия. СПб, 2006
12. Ежи Мелибруда. Я – ТЫ – МЫ. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕНИЯ. Издательство: "Прогресс". Год издания: 1986. Число страниц: 256.
13. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1995
14. Зигер В., Ланг Л. «Руководить без конфликтов» М, 2008г.- 87 с.
15. Израильская Т.В. Как управлять персоналом – пособие для руководителей // Справочник по управлению персоналом. М., 2004
16. Калмыкова О.Ю., Гагаринская Г.П. Управление конфликтами в организации и профилактика профессионального стресса работников. // Вестник самарского государственного технического университета. 2013. №1 (7). С. 120-130
17. Карташев Я.П. Конфликты в организации. – М., Лаборатория книги, 2010 – С. 78.
18. Корнелиус X ., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. — М.: Стрингер, 1992..
19. Кричевский Р.Л. «Если вы руководитель». М. «Дело».199
20. Крупнова А. И.. «Психологический комфорт в школе: как его достичь» авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко, Волгоград: Учитель, 2009.
21. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения. / Под ред. М., 1997.
22. Ларионов В.Г. Мельников О.Н. Типы и функции трудовых конфликтов. управление трудовыми конфликтами // Российское предпринимательство. 2003. №5. С. 50-54.
23. Лимонова О. О., Грицкив М. А. Особенности конфликтов в педагогической сфере // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция: теория и практика. — 2016. — №
24. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители) —— СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 224 с: ил.
25. Нечепуренко Е. К. Социально-трудовые конфликты и протестное поведение рабочих // Современные научные исследования и инновации. – Май 2011. – № 1 [Электронный ресурс]. URL:http://web.snauka.ru/issues//2011/05/287 (дата обращения: 01.05.2022).
26. Озерина Н.П., Савельева Е.Ю. «Технология менеджмента конфликтов», журнал «Управление ДОУ»,№5, 2008г.
27. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учеб. пособие – 2-е изд. – ИНФРА, 2007 – 272 с.
28. Панина Е. С. Трудовые конфликты на предприятиях // Основы экономики, управления и права. – 2012. – № 6. С. 132 – 135.
29. Резник С.Д. Организационное поведение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006 – С. 321.
30. Скотт Д. Конфликты и пути их преодоления. — Киев, 1991.
31. Тяпкина А.Д., Ковригина Т.Р. Основные факторы риска труда учителя // Социальная сеть работников образования nspotal.ru.
32. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Издательство Института Психотерапии. 2005. - 490 с. (C. 179-180)
33. Чередниченко И. П., Тельных Н. В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы» . —— Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. — 608 с.
34. Ямпольская Д.О., Зонис М.М. Менеджмент. - М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2011г.- 134 с
После изучения педагогического коллектива стоит непосредственно перейти к разбору конфликтной ситуации. Для этого наиболее эффективным будет применение методики картографии конфликта Х. Корнелиус и Ш. Фэйр о которой говорилось в 1.1. С помощью нее нами точно будут определены причины конфликта, противоборствующие стороны и их интересы. На основе полученных данных стоит определиться с методом разрешения конфликтной ситуации. Для эффективного разрешения конфликтной ситуации необходимо определить действующие проблемы и интересы всех конфликтующих сторон. Так как именно они станут ключом к решению проблемы. Для конфликтных ситуаций в педагогическом коллективе стоит использовать метод «Принципиальных переговоров», разработанный Р. Фишером и У. Юри. Суть данного метода состоит в том, чтобы решать проблемы на основе их качественных свойств. Этот метод показывает, стремление найти взаимную выгоду там, где только возможно, а там, где ваши интересы не совпадают, следует настаивать на таком результате, который был бы обоснован какими-то справедливыми нормами независимо от воли каждой из сторон. Метод основан на жестком подходе к рассмотрению существа дела, но при этом он предусматривает мягкий подход к отношениям между участниками переговоров. Использоваться данный метод может как в межличностных конфликтных ситуациях, так и в межгрупповых.