Влияние темперамента на формирование характера
Введение
Характер - одна из главных составляющих индивидуальности. Слово "характер" очень распространено и используется повсеместно. При взаимодействии друг с другом люди проявляют характер и оценивает его у других. Люди с разными характерами не одинаково ведут себя в похожих ситуациях. Их реации и переживания отличаются. Зная характер человека, легче понять мотивацию его действий, предвидеть поведение в определенных обстоятельствах и подобрать удачный стиль общения. Учитывая особенности нрава помогает при трудоустройстве, при назначении людей на определённую должность, при группировании людей для выполнения совместной деятельности. Понимание особенностей характера и психотипа личности оказывает поддержку педагогам, родителям предвидеть в некоторой степени поведение ребёнка в обстоятельствах. Мы все разные. Пихотип и характер- это не ярлык. Учитывая особенности характера и темперамента, возможно скорректировать отрицательные черты, подчеркнув их положительными,что позволит развить таланты и задатки. Индивидуальные психологические особенности личности человека, темперамент придают окраску поведению человека. Темперамент легко определить по скорости движений человека, темпу речи, умению включаться в работу, отзывчивости и настойчивости, суетливости, желанию общаться с окружающими, скорости смены настроений, выражению лица и тембру голоса.
Содержание
Введение 3
1. Современное представление темперамента в психологии 5
1.1. Проявления в поведении разных типов темперамента 5
1.2. Типологическая характеристика темпераментов 9
2. Общее понятие о характере 13
2.1. Способности и характера человека, как основных психологических критериев развития и становления личности 13
2.2. Связь между темпераментом и характером 19
3. Влияние темперамента на формирование черт характера 23
Заключение 30
Список использованных источников 32
Список использованных источников
1. Менсон В.С. Собрание сочинений. Т. 3: Очерк теории темперамента. — Пермь: ПСИ, 2007. — 276 с.
2. Небылицын В.Д. Темперамент. Психология индивидуальных различий. Тексты/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. — М.: МГУ, 1982. — С. 153–159.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 713 с.
4. Шилова Т.А. Самореализация волевой активности как психологический феномен личности подростка// Самореализация личности в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции/ Российский университет дружбы народов. — 2016. — С. 12–19.
5. Шилова Т.А. Методологические аспекты отклоняющегося поведения// Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы IХ международной научно-практической конференции: в 2 ч. — 2016. — С. 498–502.
6. Шилова Т.А. Методы диагностики психического развития детей с трудностями в обучении и поведении// Актуальные проблемы психодиагностики лиц с ограниченными возможностями здоровья: межвузовский сборник научных статей. — Москва, 2011. — С. 119–128.
7. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017. – 526 c.
8. Немов Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: учебник. – М.: Юрайт, 2016. – 739 c.
9. Рамендик Д.М. Общая психология и психологический практикум. – М.: Форум, 2016. – 304 c.
10. Самыгин С.И. Психология развития, возрастная психология для студентов вузов / Под общ. ред. Л.И. Щербакова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2017. – 220 c.
11. Хилько М.Е. Возрастная психология: Краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева. – М.: Юрайт, 2016. – 200 c.
12. Хухлаева О.В. Психология развития и возрастная психология: учебник / О.В. Хухлаева, Е.В. Зыков, Г.В. Бубнова. – М.: Юрайт, 2016. – 367 c.
Стрессовая ситуация вызывает яркие эмоциональные реакции вследствие чего происходит торможение психики. Процессы торможения преобладают над возбуждением. При этом люди с этим типом темперамента более творческие. Тип темперамента влияет в первую очередь на формирование характера, однако А.В. Бородина заметила, что темперамент является биологическим врожденным свойством человека, а характер формируется и изменяется на протяжении онтогенеза [1]. Характер – это совокупность типологических особенностей личности, которые определяют специфику реакции человека на те или иные раздражители, является системой типичной деятельности человека. Итак, характер представляет собой прижизненное приобретение человека, включающегося в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми, обретающего тем самым свою индивидуальность. Накладывая отпечаток на внешность человека, характер получает свое яркое выражение в его поведении, деятельности. Характер имеет социальную природу, т.е. зависит от мировоззрения человека, содержания и характера его деятельности, от социальной группы, в которой он живет и действует, от активного взаимодействия с другими людьми. Важнейшим моментом в формировании характера является то, как человек относится к окружающей среде и к самому себе [4]. Следовательно, темперамент является биологически значимым свойством личности человека. Формирование темперамента закладывается при рождении и зависит от типа нервной системы. Принято выделять 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Сформированный тип темперамента оказывает влияние и на характер, который не является биологически сформированным структурным элементом личности и изменяется на протяжении онтогенеза.