Социально-педагогическая деятельность по формированию патриотического сознания подростков в условиях образовательной среды
Введение
Проблема формирования патриотизма подрастающего поколения приобретает в современных реалиях особую значимость. Залог гарантированного будущего государственного общества зависит от того, насколько хорошо было воспитано поколение граждан-патриотов и как оно усвоило патриотические ценности: любовь к Родине, отстаивание ее интересов, забота о ней и сохранение национальных ценностей. Современная ситуация в нашем государстве имеет оценку нестабильности. Это можно связать с тем, что происходит заметное изменение стратегий жизни и ценностных ориентаций у большинства молодых людей: они отстраняются от своей культуры, от истории своего народа. Очень большое влияние на молодежь оказывает западная культура, вследствие которой происходит переосмысление нравственных ценностей. Также мы можем отметить влияние СМИ, телевидения, Интернета, улицы, где ребенок проводит большую часть своего свободного времени. У молодых людей на первый план выдвигается главный жизненный приоритет, заключающийся в личном успехе, карьере, деньгах, поэтому они ищут оправдания своих поступков. Отсутствие у подрастающего поколения ясности в жизненных ориентирах является уязвимым звеном в патриотическом воспитании. Талантливая молодежь уезжает за границу, поскольку западные власти предлагают более высокую оплату труда. Молодые люди также не желают участвовать в экономическом возрождении России, утрачивают свое патриотическое сознание. Все эти проблемы представляют угрозу национальной безопасности России.
Содержание
Введение
Глава 1. Проблемы патриотического воспитания в современном обществе
1.1 Характеристика понятия «патриотическое воспитание», «патриотическое сознание».
1.2 Пути и средства формирования патриотизма у учащихся в общеобразовательном учреждении.
Выводы по главе 1
Глава 2. Исследование социально-педагогической деятельности по формированию патриотического сознания подростков в общеобразовательном учреждении
2.1 Диагностика уровня сформированности патриотизма у подростков с девиантным поведением.
2.2 Анализ результативности социально-педагогической деятельности по формированию патриотизма у учащихся в общеобразовательном учреждении.
Выводы по главе 2
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А
Приложение Б
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамов М.А. К вопросу о дефиниции понятия «патриотизм» // В сборнике: Феноменология и профилактика девиантного поведения. 2017. С. 13-18.
2. Андреева Е.Е. Нормативно-правовые основы гражданско-патриотического воспитания в России // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 69-75.
3. Аршанова А.С. Воспитание патриотизма через организацию внеурочной деятельности // Вестник научных конференций. 2018. № 3-2 (31). С. 7-8.
4. Быков Е.С. Воспитание патриотизма у учащейся молодежи во внеурочной деятельности // Социальное здоровье подростков и молодежи: основа нравственного благополучия современного общества. 2018. С. 36-40.
5. Васильева Ю.В. Теоретические подходы к проблеме воспитания патриотических чувств у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. Т. 23. № 171. С. 43-52.
6. Волков Ю.Н. О воспитании патриотов Родины. Патриотизм начинается с детства. Кострома, 2017. 238 с.
7. Воробьёва Т.В. Сущность понятий «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание» // Современная наука: актуальные вопросы теории и практики. 2016. С. 154-157.
8. Головня Е.В. Воспитание гражданственности и патриотизма во внеурочной деятельности // Продуктивное обучение: опыт и перспективы. 2017. С. 54-56.
9. Грекова Л.Н., Колесниченко Т.П. Формирование патриотизма посредством участия обучающихся во внеурочной деятельности // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт. 2018. С. 115-117.
10. Дмитриева Е.Ю. Теоретический аспект проблемы формирования патриотизма подрастающего поколения посредством организации образовательной среды // Формирование российского патриотизма: опыт интернационализма XX века и современный этатизм. 2017. С. 52-56.
11. Домашев А.Н. Основные подходы в определении понятия «патриотизм» // Традиционная народная культура как действенное средство патриотического воспитания и формирования межнациональных отношений. 2018. С. 34-35.
12. Дорофеева Е.С., Полуянова Л.А. Осуществление гражданско-патриотического воспитания учащихся в образовательном учреждении // Синергия Наук. 2017. № 18. С. 1235-1241.
13. Ёлкин С.М., Косова А.А. О содержании понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. 2017. № 1 (99). С. 14-16.
14. Жаде З.А. Особенности патриотического воспитания в системе образования // Целостное развитие личности в системе образования. 2017. С. 31-35.
15. Ильмушкин Г.М., Миншин М.М., Панасенко А.Н. Анализ содержания понятий патриотизма и патриотического воспитания // Вестник Димитровградского инженерно-технологического института. 2016. № 3 (11). С. 140-145.
16. Ишуткина Е.В., Карева О.В. Гражданско-патриотическое воспитание // Инновации в науке и практике. Уфа, 2018. С. 16-19.
17. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. URL: http://www.rosvoencentr-rf.ru (дата обращения: 17.04.2020).
18. Коренева Е.В. Воспитание патриотизма в общеобразовательной школе: духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности // Образовательная среда организации: новые методы, направления и пути развития. 2019. С. 56-60.
19. Красноперова Н.А. Формы патриотического воспитания учащихся в школе // Мир человека. 2017. С. 48-49.
20. Ленская О.В. Задачи патриотического воспитания // Экономика, право, организация и управление в социальной работе. 2016. С. 64-65.
21. Лоскутов М., Дорофеева Т.Г. К вопросу о патриотизме // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России. 2017. С. 238-240.
22. Меньшикова Т.В. Гражданско-патриотическое воспитание // Социальная педагогика и социальная работа: вчера, сегодня, завтра. 2017. С. 177-180.
23. Михайлова А.Д. Краеведение как средство воспитания патриотизма // Традиции и инновации в начальном и дошкольном образовании. 2019. С. 81-84.
24. Окорочкова Е.В. Психологическая характеристика патриотизма // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2015. № 4. С. 51-59.
25. Оринина Л.В. К вопросу патриотического воспитания учащихся в современных социокультурных условиях // Человек и современный мир. 2018. № 7 (20). С. 71-78.
26. Ходякова Ю.А. Анализ понятия «патриотизм» // Аспирант и соискатель. 2018. № 3 (105). С. 79-81.
27. Холодулин Ю.А. Формирование гражданственности и патриотизма через метод проектов во внеурочной деятельности // Запад-Россия-Восток. 2018. № 12. С. 58-61.
28. Черная К.И. Основные приоритеты воспитания гражданина-патриота в условиях информационного общества // Интернаука. 2016. № 3-2 (3). С. 21-23.
29. Черноситова Л.В., Кулясова Л.Н., Варшавец Е.Е. К вопросу воспитания патриотизма у младших школьников // Вестник современных исследований. 2018. № 10.7 (25). С. 135-137.
30. Шавшаева Л.Ю., Миганова С.А. Формирование основ патриотизма младших школьников // Наука и научный потенциал - основа устойчивого развития общества. 2018. С. 77-83.
Далее укажем на учеников с высоким уровнем сформированности гражданственности – их 11%. Какие критерии прослеживаются у них: 1. Знают основные права и обязанности, нормы поведения гражданина. Всегда добросовестны в делах, умеют преодолевать индивидуалистические устремления, регулировать свои потребности и соотносить их с возможностями общества и других людей; 2. Охотно выполняют общественные поручения. Осознанно выполняют свои обязанности, проявляют убеждённую готовность и способность защищать Родину, проявляют чувство долга и ответственности перед родителями. Показывают пример бережного отношения к природе и общенародному достоянию. Хорошо учатся, охотно помогают товарищам; 3. Хорошо знают конституционные права и законы государства, соблюдают их, осознают ответственность за судьбу своей страны. Ответственно относятся к поручениям, к учёбе, проявляют во всех делах инициативу и самостоятельность; 4. Осознают себя гражданином своей страны, знают права и обязанности и уважительно относятся к ним. Умеют грамотно реализовать свои права и обязанности в жизни; 5. Примерно ведут себя, самостоятельно соблюдают правила поведения в школе, на улице, дома. Побуждают к хорошему поведению других. Знают основные законы и последствия в случае их нарушения, проявляют нетерпимость к злу и аморальности; 6. Свободны в выборе решений и путей достижения цели, но чувствуют ответственность за этот выбор. Имеют свои убеждения, правильно отображающие их интересы и общественные интересы, поступают в соответствии с этими убеждениями; 7. Развито чувство собственного достоинства, проявляют требовательность к себе и другим, считают для себя честью выполнение самого трудного дела или поручения. Не позволяют унижать себя, встают на защиту слабых; 8. Проявляют активное участие в процессе выполнения любой деятельности. Любят участвовать в трудовых делах, проявляют инициативу, вносят новизну, творчество в работу, предприимчивость, умеют организовать ребят, повести их за собой; 9. Проявляют активное участие в деятельности, имеющей общественно-политическую направленность, с интересом обсуждают события, происходящие в стране и за рубежом, правильно оценивают их. Активно пропагандируют политические знания среди товарищей, участвуют в доступных общественно-политических акциях; 10. Интересуются историей и культурой родины, гордятся ею, проявляют бережное отношение к национальным богатствам страны, к национальной культуре, участвуют в историко-патриотической работе. Выступают организатором акций интернациональной дружбы. Пресекают неуважительное отношение к национальным традициям и культуре, людям другой национальности.