Роль деструктивных эмоций в межличностных отношениях как фактор развития межличностного конфликта

Скачать курсовую работу, в которой исследуется роль деструктивных эмоций в межличностных отношениях как фактор развития межличностного конфликта
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
07.11.2023
Объем файла
196 Кб
Количество страниц
40
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Вопрос о роли эмоциональных процессов в ситуации межличностного конфликта остается малоизученным, между тем он является важным для работы практических психологов, так как позволяет наиболее верно оказать психологическую помощь, лицам, нуждающимся в ней. Немало личностных черт характера человека, таких как хитрость, склонность к клевете, предвзятость, стереотипность мышления, мстительность, цинизм, могут быть основой деструктивного взаимодействия, которое при таких условиях не обязательно преследует какие-то личные выгоды, а руководствуется неосознанными мотивами самоутверждения, соперничества и т.д. Актуальность данной темы. Исследования показывают, что деструктивные эмоции могут сопровождаться переживанием дискомфорта, напряженности и тревоги. Они могут препятствовать полноценному общению между людьми и это, в первую очередь, приводит к нарушениям межличностного взаимодействия. Конфликты происходят в жизни каждого человека, и чаще всего конфликты не сами разрушительно действуют на людей и затрудняют их совместную жизнь, а следствия некоторых форм поведения в конфликтной ситуации: страх, враждебность, угрозы. Примерами такого рода контактов могут быть манипуляторное общение, агрессивное взаимодействие, то есть гнев, авторитарный стиль общения, зависть, обида, страх и даже злорадство. Даже молчание может иметь деструктивную окраску, особенно тогда, когда оно скрывает какую-то важную информацию или служит средством наказания партнера. Если эти переживания чрезмерно интенсивны и длительны, у людей может возникнуть и закрепиться оборонительная реакция, т.е. поведение, которое вплетается в структуру личности и искажает характер мышления, поступков и чувств. Негативные последствия страха, враждебности и чувства опасности распространяются и на другие ситуации, участником которых становится данный субъект. Таким образом, возникает нечто вроде цепной реакции, которая охватывает все более широкие области межличностных отношений.

 

Оглавление

Введение 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ 7

1.1. Сущность межличностных конфликтов 7

1.2. Факторы и механизмы конфликтного поведения личности 9

1.3. Конфликтное взаимодействие в эмоционально-динамическом аспекте 15

ГЛАВА 2. ПРОЯВЛЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ КОНФЛИКТЕ 20

2.1. Эмоциональные процессы и зарождение деструктивных состояний. 20

2.2. Переживание межличностного конфликта 26

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНЫХ ЭМОЦИЙ В СИТУАЦИЯХ МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА 32

3.1. Организация и ход эмпирического исследования 32

3.2. Анализ и интерпретация полученных данных в ходе эмпирического исследования 33

Заключение 51

Список литературы 52

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология - Аспект Пресс, Воронеж, 2003. )        Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология - СПб: Питер, 2008.

2. Аракелов Г.Г. Стресс и его механизмы// Вестник МГУ, сер. 14, Психология. № 4, 1995.

3. Афонькова В.М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе/ Общение как педагогическая проблема. - М.: Изд-во АПН СССР, 1974.

4. Базыма, Б. А. Цвет и психика : монография / Б. А. Базыма. — Харьков : Изд-во ХГАК, 2001. — 172 с.

5. Березин С.В., Лисецкий К.С. Личностно-развивающий потенциал подростковых конфликтов «Вестник СамГУ», Самара, 1996

6. Глэддинг С. Психологическое консультирование. СПб., 2002.

7. Гришина Н.В. - Психология межличностного конфликта: СПб, 1995.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта СПб., 2000

9. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. - М.: ЭКМОС, 2001. )   

10. Дмитриев А.В. Конфликтология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000.

11. Изард К. Психология эмоций. СПб., 2002.

12. Изард К. Эмоции Человека. М., 1980.

13. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие.- М.:Владос,1999.

14. Корнева Л.В. Психологические основы педагогической практики - учебное пособие, 2004).        

15. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М., 1999.

16. Крайг Г. Психология развития - СПб.: Питер, 2007.

17. Леонгард К. Акцентуированные личности. Ростов-на-Дону., 1997.

18. Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998.

19. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. - М.: Инфр-М, 1996.

20. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3-х кн-х. Кн.1 Общие основы психологии. - М.: ВЛАДОС, 2006

21. Основы конструктивного общения/сост. Т.Г.Григорьева и Т.П.Усольцева. М., 1997.

22. Практическая психодиагностика/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский Самара., 1998.

23. Психология и психоанализ характера/ ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара., 1998.

24. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). М., 1992.

25. Сулимова М.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.,Ин-т практической психологии,1999.

26. Фролова О.С. Работа педагога-психолога по разрешению межличностных конфликтов у подростков в условиях общеобразовательной школы 2004 - URL: http://aplik.ru/studentu/2-kurs/mezhlichnostnyi-konflikt/.

27. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.

28. Эткинд, А. М. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами / А. М. Эткинд // Социально-психологические исследования в психоневрологии. — Л., 1980

29. Driver, Russel H.; Buckley, M. Ronald; Frink, Dwight D. (April 1996), «Should We Write Off Graphology?» // International Journal of Selection and Assessment, Blackwell Publishing Ltd, 4 (2)

30. Furnham, Adrian; Barrie Gunter (1987), «Graphology and Personality: Another Failure to Validate Graphological Analysis.» // Personality and Individual Differences, 8 (3)

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делал акцент на изменении традиционного отношения к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал, что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать, или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к этому аспекту исследования конфликтов. В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.