Аутоагрессивное поведение в подростковом возрасте
Введение
Проблему растущей агрессивности можно считать одной из важнейших проблем современной психологии. Тревожным симптомом является увеличение числа несовершеннолетних с девиантным поведением, которое проявляется в антиобщественных действиях (алкоголизм, наркомания, мелкое хулиганство, хулиганство, вандализм, межнациональные конфликты и т.д.). Увеличилось демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Жестокость и агрессивность стали проявляться в не только по отношению к окружению. Агрессия всё чаще направлена на самого актора, это проявляется в увеличении числа попыток суицида, увеличении людей с симптомами депрессии и иных аффективных расстройств. Тема курсовой работы выбрана не случайно, поскольку вопросы, связанные с человеческой аутоагрессией, рассматриваются во многих психологических исследованиях. Наличие чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие четкого и достаточного научного определения этого явления делают проблему изучения аутоагрессии одной из наиболее актуальных в современной психологии. Снижение уровня аутоагрессивных наклонностей в подростковом возрасте - это важная практическая задача.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты возникновения и развития аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте 5
1.1 Понятия и виды агрессии и аутоагрессии 5
1.2 Общая характеристика подросткового возраста 7
1.3 Причины аутоагрессии 15
Глава 2. Анализ проявления аутоагрессии в подростковом возрасте 19
2.1 Особенности и факторы аутоагрессии в подростковом возрасте 19
2.2 Способы профилактики аутоагрессивного поведения в подростковом возрасте 24
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Список использованной литературы
1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности / Г.Э. Бреслав; Учебное пособие для специалистов и дилетантов. – СПб.: РЕЧЬ, 2016. – 144 с.
2. Вань Е.Н. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте / Е.Н. Вань // Гуманитарные научные исследования. – 2017. -№ 10.-С.56-62.
3. Дворникова И.Н. Особенности аутоагрессивного поведения подростков в современном обществе / И. Н. Дворникова, Е. В. Куренкова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 21.1 (80.1). – С. 86-88.
4. Дубровина И.В. Практическая психология образования: учеб. пособие 4-е изд. – СПб.: Питер, 2016. – 592 с.
5. Дубинко Н.А. Влияние когнитивных процессов на проявление агрессивности в подростковом возрасте / Н.А. Дубинко // Вопросы психологии. – 2017. – №1. – С. 53–57.
6. Дроздов А.Ю. Агрессивное поведение молодежи в контексте социальной ситуации / А.Ю. Дроздов // Социс: Социологическое исследование. 2018. – №4. – С. 95–98.
7. Козырева Е.В. Дифференциально-психологические аспекты ауто– и гетероагрессивности в подростково-юношеском возрасте и в период ранней взрослости [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://www.dissercat.com/content/differentsialno-psikhologicheskie-aspekty-auto-i-geteroagressivnosti-v-podrostkovo-yunoshesk (дата обращения:15.03.2022)
8. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. – СПб.: Речь, 2017. – 336 с.
9. Киренская А.В. Криминальное агрессивное поведение у подростков с задержанным психическим развитием: нейрофизиологические факторы риска // Рос. психиатрический журн. – 2016 – N4. – С. 46–52.
10. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособи. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Академический проект, 2016. – 420 c
11. Крючкова А. С. Психогенетические предпосылки агрессивности у детей и подростков // От истоков к современности. 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конференции / под ред. Д. Б. Богоявленской. – М.: Когито-Центр, 2016. – С. 411-413.
12. Линде Н.Д. Основы современной психотерапии / Н.Д. Линде; Учебное пособие для студентов высших учебных заведений – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 208 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2017. – 583 с
14. Самусенко И.Л. К решению проблемы агрессивного поведения детей и молодежи / И.Л. Самусенко // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. – 2018. – №9. – С. 73 – 79
15. Смирнова Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности / Е. О. Смирнова, Е. О. Хузеева // Вопросы психологии. – 2017. – 26 с.
16. Степанова Е.В. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков / Е. В. Степанова, В. А. Попов // Молодой ученый. – 2015. – № 6 (86). – С. 788-791.
17. Ткаченко Е.С., Тарасенко Ю. В. Акцентуации характера как фактор девиантного поведения подростков // Вестник Владимирского юридического института. – 2017. – № 2(3). – С. 302-303.
18. Тропина Л.Б. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения старших подростков / Л. Б. Тропина // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2017. – 75 с.
19. Тонкаева М.А. Особенности младших подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности / М. А. Тонкаева // Сборник: современные проблемы развития образования и воспитания молодежи сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. – 2017. – 49 с.
20. Харланова Т.Н. Психологические особенности феномена агрессивности в старшем подростковом возрасте / Т.Н.Харланова // Известия Иркутского государственного университета. Серия Психология. – 2020. – Т. 32. – С. 86–94.
21. Холод Н.И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2016. – № 4. – С. 72-74.
22. Япарова О.Г. Особенности проявления жизнестойкости у подростков с разным уровнем агрессивности // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 4 (32). – С. 55–59.
Аутоагрессия не присуща человеку с рождения, в первый год жизни дети не ищут в себе ошибок и не оправдывают себя. Способность анализировать себя и свое поведение, оценивать плохое и хорошее формируется у ребенка в определенный период времени – родительское поведение копируется, плохие поступки наказываются как наиболее известный и понятный метод. [18, с. 33] Со временем такое поведение перерастает в самообман, становится привычкой, и вместо того, чтобы исправить ошибку и решить проблему, ребенок направляет агрессию против себя. Еще Фрейд описал, что нужно помочь подростку осознать бессознательные причины его поведения. В подростковом возрасте происходят большие изменения в физиологии и психике ребенка. Отсюда вытекает ряд проблем во взаимодействии с окружающими. Подростковый возраст не есть простой период в жизни, характеризующийся повышенной утомляемостью, нестабильным эмоциональным фоном, перепадами настроения и т.д. [3, с.86]интен Дети-подростки склонны к слишком критичному отношению к себе и своей внешности. Их раздражает неспособность контролировать свои эмоции. ьМолодые люди сильно зависят от того, как их оценят значимые взрослые и сверстники. Они гиперчувствительно воспринимают критику в свой адрес, застенчивы либо излишне дерзки. Высокие требования к подростку со стороны школы и родителей могут привести к депрессии, расстройствам, девиантному поведению и аутоагрессии.