Правосознаие и правовая культура
Введение
Формирование правосознания является процессом, продвигающим эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. От утопического, мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому – так можно определить основной вектор в продвижении общественною сознания к дальнейшим рубежам и высотам. Правосознание придает общественному сознанию характер рациональности, сознания «здравого смысла». Такое утверждение может показаться странным, но по сути в нем нет ничего удивительного. Растет роль и ценность права как основной регулятивной системы, которая формирует цивилизованное общество. Соответственно, совершенствуется и юридическое мировоззрение, которое становится условием благополучного существования индивида, его коллективных образований, общества. Поэтому каждое государство стремится влиять на общественное правосознание, формировать в нем систему ценностей, соответствующих целям и задачам данного государства и общества и выражаемых главным образом в действующем праве. Правовая культура - часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом. Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, правовые идеалы, обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений. Правовая культура - показатель уровня и особенностей правового развития общества, зеркало его правосознания.
Содержание:
Введение 3
1. Правосознание 4
1.1. Понятие и структура правосознания 4
1.2. Виды правосознания 11
1.3. Деформация правосознания и формы правового нигилизма 12
2. Правовая культура 16
2.1. Понятие правовой культуры 16
2.2. Взаимосвязь правовой культуры и правового воспитания 18
2.3. Особенности правосознания и правовой культуры в России 22
2.4. Пути повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан РФ 23
Заключение 27
Библиографический список 28
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. А.Б. Венгеров. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. М.: «Новый Юрист».1998.
2. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд., переработан и дополнен -
3. Теория государства и права: Учебник для вузов/Под редакцией А.Ф. Черданцева.
4. Матузов и Малько Теория государства и права: Учебник – 2 – е изд.переработан и дополнен - М.: Юристь
5. Нерсесянц В.С. Проблемы общей теории права и государства
6. Теория государства и права: Учебник для вузов./ Под ред. М.М. Рассрлова, В.О. Лучина, Б.С. Эбзеева. – М.:ЮНИТИДАНА, Закон и право
7. Мартышин О. В., Батлер У. Э., Гафуров З. Ш. Теория государства и права.
8. Марченко М. Н. Проблемы общей теории государства и права.
9. Колоткина О. А., Морозова А. С., Ягофарова И. Д. Теория государства и права.
10. Малиновский А. А. Теория права и государства.
11. Горохова С. С., Гуков А. С., Попова О. В. Теория государства и права.
12. Бошно С. В. Теория государства и права.
13. Бакарджиев Я.В., Ромашов Р.А., Рыбаков В.А. Теория государства и права.
14. Альбов А. П., Горохова С. С., Гуков А. С. Теория государства и права.
15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права.
16. Шагиева Р. В. Теория государства и права.
Отечественная юриспруденция имеет свою специфику и характерные особенности. Во-первых, российской правовой системе на протяжении всей ее истории свойственна неразвитость правовых традиций, несовершенство законодательства. Можно сказать, что в обществе не сложились четкие юридические механизмы, позволяющие говорить об уважении к закону и суду. Наша правовая действительность имеет определенные исторические корни. В течение длительного времени в российском обществе не существовало благоприятных предпосылок для развития правовой культуры, что объяснялось различными объективными и субъективными факторами: отечественной правовой системе были свойственны не развитые институты конституционализма, характерные для западно-европейской правовой системы, а неуважительное отношение к личности, к ее правам и свободам, низкая роль судебной власти, господство тоталитарного режима советской власти в течение 70 лет и т. д. Наметившиеся позитивные тенденции в судебной реформе дают основание говорить о том, что в скором времени судебная власть займет достойное место в правоохранительной системе Российской Федерации. Издавна русское право сравнивалось с правдой. С другой стороны, в государственно-правовой практике всегда преобладала идея верховенства государства над правом и государственной власти как решающей силы в правотворческой деятельности. Патерналистский подход, господствовавший на протяжении всей ее истории, во взаимоотношениях «государство - личность» на первое место всегда ставил интересы государства, а личность рассматривал как не имеющий социальной ценности элемент в государственной системе. С патернализмом, характерным для русской юридической действительности, связаны и коллективистские черты российской правовой культуры. Это влечет за собой идеализацию общины. Коллективистские начала вместе с патерналистскими началами обусловливают отрицание права, личностных прав, личного достоинства. Существует приоритет идеи обязанности, идеи долга перед личностными правами. Для русского человека важнее мораль, религиозные начала, чем идея прав личности, идеи субъективных начал. Это - основная черта русской правовой мысли, правосознания, правовой культуры. Важная черта российского правосознания и правовой культуры - несовместимость права с моралью, совестью. Право ассоциируется с полицейскими мерами. Кроме того, в России существует отрицательное отношение к праву, мнение, что право есть пагубное явление общественной жизни. С этим связан юридический нигилизм, присущий русскому народу.