Психолого - педагогические условия развития произвольного детей старшего дошкольного возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется психолого - педагогические условия развития произвольного детей старшего дошкольного возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2023
Объем файла
146 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение 
Проблема  произвольности по сей день занимает одно из значимых мест в современной психологии. Для педагогов и родителей является естественным желание видеть детей любознательными, сообразительными, умными. Однако нередки случаи, когда у ребёнка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, проблемы. Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников трудностями в обучении, недостаточность развития произвольного поведения, недоразвития волевых функций, сложность в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми. Недоразвитие произвольности, импульсивность, неуправляемость поведения в настоящее время признаётся одной из основных причин школьной неуспеваемости. Важность работы исследования связана с настоятельной общественной  необходимостью  обеспечения  формирования личности ребёнка, особенно на ранних этапах её становления. Важнейшими качествами личности человека являются воля и произвольность. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности, позволяют ставить цели и добиваться своего. Можно полагать, что становление воли и произвольности является магистральной линией развития личности ребёнка. Вопросы о решающей роли воли и произвольности в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Философ Сократ (469 - 399 гг. до н.э.), считал, что существуют всеобщие  и нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование личности. Платон (427 - 347 гг. до н.э.) - считал, что приближение  в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, которому придается особое значение. Аристотель (384 - 322 гг. до н.э.) ученик Платона выдвигал в  своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков, приучение, частое повторение желательных действий и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

 

Содержание

Введение 3

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ 6

ПРОИЗВОЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 6

1.1Понятие воли и произвольности в психологии 6

1.2 Развитие произвольности в старшем дошкольном возрасте 11

1.3 Условия становления произвольного поведения у детей дошкольного возраста 17

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ 22

ПРОИЗВОЛЬНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 22

2.1 Общая организация и обоснование методик исследования 22

2.2 Результаты исследования и формирования произвольности у детей дошкольного возраста. 23

2.3 Описание программы по формированию произвольности 27

2.4 Результаты повторного исследования произвольности 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду: методические материалы в помощь психологам и педагогам/ Е.А. Алябьева - М.: 2003.  98 с.
 2.Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психо-эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста./ В.Г Аалямовская – М.: 2002. – 109 с.
3.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович – М.: МГУ, 1999. – 274 с.
4.Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении: [Текст]: Учебное пособие для студ. пед. вузов. / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - Москва: Академия, 2010. - 288с.
5.Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 2010. - 304с.
 6.Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников: Учебнометодическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей/ под ред. Проф. Т.Б. Филичевой. - М.: «Гном-Пресс», 2000.  64 с. 
  7. Боязитова, И.В. Взаимосвязь самооценки и волевой регуляции при переходе детей от дошкольного к младшему школьному возрасту: автореф. дис. канд. психол. наук / Боязитова И.В; Пятигорский государственный лингвистический университет. – М., 1998. 21 с. 
   8. Веккер Л. М. Психика и реальность: единая теория психических процессов/ Л.М. Веккер - М.: Смысл, 2001. 211 с. 
   9. Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте/ А.Л. Венгер // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. 96 с.
   10. Витцлах Г. Принципы разработки и применения психодиагностических методов в школьной практике / Г. Вицлах. – М., МГУ, 1996. 126 с. 
  11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо – М.: 2004. -432 с. 20. Волкова Е.Т. Готов ли ребенок к школе/ Е.Т. Волкова// Дошкольное воспитание. - 2001. - №12. С. 17–20 
  12. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства / Л. С. Выготский. - М., 1984. - Т. 5.  С. 49-369 
   13. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций/ Л.С. Выготский. - М., 1983. - Т 3. - С.5 - 328 23. Выготский Л.С. Психология развития ребенка/ Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2003. 512 с.
   14. Детская психология/ под ред. Люблинской А.А. - М., 1971. – 415 с. 
   15. Детская психология / под ред. Урунтаевой Г.А.- 1999. – 336 с. 35. Детская психология / под ред. Эльконина Д.Б. - М., 1960. - 78 с. 
   16. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: «Наука», 1991. - 87 с.
   17.Дитярев Ю. В., Литвинов В. Г. Игры – обучение, тренинг, досуг/ Ю.В. Дитярев , В.Г. Литвинов. – М.: 1998. – 174 с.
  18.Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок - дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей/ В. Кудрявцев, В. Синельников 1995. 39с 
  19.Смирнова Е.О. Парта вместо игрушек [Текст] / Е.О. Смирнова // Знание-сила. - 2011. - №10. - С.14-25.
   20.Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе [Текст] / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. - 2012. - №8. – С. 15-27.

 

Диагностируя сферу психического развития детей 6-7 лет, мы обращаем внимание на то, что произвольность в этом возрасте еще в стадии становления. Дошкольники способны принимать, выполнять и опосредовать свои действия с образцами. Для выявления уровня сформированности произвольной сферы в констатирующей и контрольной сериях эксперимента  были использованы методики: «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Полянки» Л.А. Венгера. Методика Д.Б. Эльконина «Графический диктант» проводилась с целью диагностики произвольной регуляции как умения действовать по вербальной инструкции взрослого, умения самостоятельно выполнять задание по наглядному образцу. Дети выполняли задание графически на листе в клетку, проводилось обследование в групповом варианте (прил. А). Методика Л. А. Венгера «Полянки» была предложена авторами для диагностики уровня сформированности нагляднообразного мышления. Анализ моделируемой ребенком при выполнении заданий деятельности показал, что ребенок использует «письмо» в качестве образца или правила, ему необходимо для достижения положительного результата строго следовать заданной последовательности (цепочке) ориентиров. Целью исследования детей, принимающих участие в эксперименте, была диагностика умения действовать по наглядным ориентирам в заданной последовательности. Задания предъявлялись индивидуально (прил. Б).