Арт-терапия как средство эмоционального развития школьников младшего возраста

Скачать курсовую работу, в которой исследуется арт-терапия как средство эмоционального развития школьников младшего возраста
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.11.2023
Объем файла
161 Кб
Количество страниц
37
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определяется широкой распространенностью эмоциональных нарушений среди школьников. Психологические исследования и практические наблюдения за школьниками показывают, что у многих современных детей все чаще встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых нарушения эмоциональной сферы занимают одно из ведущих мест.  В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению арт-терапии как метода коррекции в практической психологии образования. Арт-терапия используется как средство гармонизации и развития психики человека, а особенно ребенка через занятия художественным творчеством. Это новый метод психокоррекции, использующий художественные приемы и творчество, ориентированный на присущий каждому человеку внутренний потенциал здоровья и силы, где делается акцент на естественное проявление чувств, настроений, эмоций. В психолого-педагогических исследованиях обобщены научные данные изучения эмоциональной сферы младших школьников (Г. Мюнстерберг,  С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский и другие) [6; 29].  Изучением особенностей эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста занимались такие учёные, как К. Бюлер, Ф. Гудинаф,         А. М. Прихожан, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов [9]. Проблема эмоциональных нарушений рассматривается с различных позиций у Л. И. Божович, В. В. Лебединского, Ю. М. Миланич, В. С. Мухиной, О. С. Никольской, В. А. Прокофьевой.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение.............................................................................................................. 3

1 Теоретические аспекты эмоционального развития школьников младшего возраста ………............................................................................. 6

1.1 Общее представление об эмоциональном развитии школьников младшего возраста …………………………………………………...... 6

1.2 Особенности эмоциональной сферы школьников младшего возраста ……………………………………………………………….... 9

1.3 Арт-терапия как средство эмоционального развития школьников младшего возраста ……………………………………………….……. 12

2 Исследование условий эмоционального развития школьников младшего возраста посредством арт-терапии …………………………… 18

2.1 Диагностика уровня эмоционального развития младших школьников………………………………………………………………

2.2 Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы младших школьников средствами арт-терапии………………………………….

Заключение......................................................................................................... 

Список использованных источников………………………………………...

Приложение А Рекомендации для родителей.................................................

Приложение Б Рекомендации для учителя......................................................

Приложение В Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы  младших школьников средствами арт-терапии……………… 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Е. Алексеева. - 2-е издание, исправлено и дополнено – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 195 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-09252-3. – Текст: электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/453085 (дата обращения: 13.02.2022).

2. Астапов, В. М.  Тревога и тревожность: учебник для бакалавров / – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 512 с. – ISBN 978-5-9916-3446-5

3. Бардышевская, М. К. Диагностика психического развития ребенка: практическое пособие / М. К. Бардышевская. – 2-е издание, исправлено и дополнено – Москва: издательство Юрайт, 2018 – 153 с. – (Профессиональная практика). – ISBN 978-5-534-11068-5. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456406 (дата обращения: 08.02.2022). 

4. Белкина, В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие для вузов / В. Н. Белкина. – 2-е издание – Москва : издательство Юрайт, 2018 – 170 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-08012-4. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452420 (дата обращения: 21.03.2022).

5. Булатецкий, С. В. Патопсихология: симптомы и синдромы психических расстройств. Для специальности «правоохранительная деятельность», учебное пособие для вузов / С. В. Булатецкий. – 2-е издание, исправлено и дополнено – Москва : издательство Юрайт, 2017 – 177 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10831-6. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456374 (дата обращения: 18.01.2022).

6. Выготский, Л. С. Общая психология // Лекции по психологии. – М. : Владос, 2018. – 148 с. URL: https://www.biblio-online.ru (дата обращения 29.09.2021) – ISBN 978-5-9906376-6-5

7. Гонина, О. О. Психология школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. – 2-е издание. – Москва : издательство Юрайт, 2018 – 425 с. – (Профессиональное образование). – ISBN 978-5-534-08615-7. – Текст: электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/454355 (дата обращения: 18.03.2022).

8. Грабенко, Т. М. Чудеса на песке. Песочная игротерапия /             Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева – СПб: институт специальной педагогики и психологии 2010. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18318079 (дата обращения: 03.05.2022).

9. Давыдов, В. В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование. – Москва, Педагогика, 2016. – 192 с. – ISBN: 978-5-91180-957-7

10. Дубровина, И. В. Об индивидуальных особенностях школьников. – Москва: Знание, 2016. – 188 с. – ISBN: 978-5-4469-0944-5

11. Зобков, В. А. Психология понимания в сказкотерапии: учебное пособие для вузов / В. А. Зобков. – Москва: издательство Юрайт, 2016 – 154 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13639-5. – Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/466157 (дата обращения: 13.03.2022).

12. Игумнова, Т. Т. Арт-терапия и её использование в практике школьного учреждения / Психология, социология и педагогика/ Т. Т. Игумнова, Н. А. Осеева 2016. № 3 Текст: электронный / ЭБС [сайт]. – URL: http:psychology.snauka.ru/2013/03/1927 (дата обращения: 07.02.2022).

13. Изотова, Е. И. Психология школьного возраста в 2 частях.     Часть 2: учебник и практикум для вузов / Е. И. Изотова [и другие]; под редакцией Е. И. Изотовой. – Москва: издательство Юрайт, 2016 – 240 с. – ISBN 978-5-534-02087-8. – Текст: электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/452025 (дата обращения: 20.03.2022).

14. Колесник, Н. Т. Нейропсихология и патопсихология. Патопсихологическая диагностика: учебник для вузов / Н. Т. Колесник, Е. А. Орлова; под редакцией Г. И. Ефремовой. – Москва : издательство Юрайт, 2018 – 240 с. – ISBN 978-5-9916-9643-2. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/451092 (дата обращения: 01.02.2022).

15. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2015. – 155 с.  – ISBN 978-5-9558-0638-9

16. Копытин, А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин – СПб : Питер, 2017. – ISBN 978-5-98534-597-1.

17. Лебедева, Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий/Л. Д. Лебедева – Москва : Речь, 2016. – 54 с. – (Учебная литература). – ISBN 5-93134-131-5.

18. Леонтьев, А. Н. «Развитие эмоций». – Издательство : Просвещение, 1977. – 165 с. URL: https://www.biblio-online.ru  – (дата обращения: 13.03.2022). –  ISBN  978-5-89357-389-3

19. Медведева, Е. А. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании/ Е. А. Медведева, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская Москва : издательский центр «Академия», 2017. (дата обращения: 20.03.2022). – ISBN 978-5-16-005724-8.

20. Молотова, К. Н. История изучения арт-терапии. – URL: https://psy.wikireading.ru (дата обращения: 20.03.2022).

21. Морозов, О. В. Игротерапия как средство коррекции неконструктивного поведения детей школьного возраста. О. В. Морозова, Н. И. Чекашева URL: http://biblioclub.ru/index.phppage=book&id=119428    (дата обращения: 14.03.2022). – ISBN 978-5-98704-606-7. 

22. Магомеддибирова, З. А. Развитие эмоциональной сферы в процессе обучения. // Начальная школа, 2018. – № 9 – С. 40 – 44

23. Назарова, В. В. Упражнения, используемые для развития эмоциональной сферы. – URL: http://me-po.ru (дата обращения: 20.03.2022).

24. Назарова, Л. Д. Фольклорная арт-терапия / Л.Д. Назарова – СПб, Речь, 2018. 6-е издание,  и дополнено – Москва, 2018. – 395 с. – ISBN 978-5-534-02025-0.

25. Немов, Р. С. Общая психология. Свойства личности: учебник и практикум для специалитета / Р. С. Немов; Московский городской педагогический университет. – 6-е изд., Москва: Юрайт, 2016. – 395 с. – ISBN 978-5-534-02025-0.

26. Орлова, Е. А. Патопсихология : учебник и практикум для вузов / Е. А. Орлова, Р. В. Козьяков, Н. В. Рышлякова. – 3-е издание,   переработано – Москва : издательство Юрайт, 2017 – 361 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-00499-1. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/449829 (дата обращения: 18.01.2022).

27. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Л. Ф. Обухова. – Москва : Издательство Юрайт, 2018. – 275 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-10873-6. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/456813 (дата обращения: 25.02.2022).

28. Рубинштейн, С. Л. «Основы общей психологии». – Издательство: Питер, 2015. – 713 с. URL: https://www.biblio-online.ru (дата обращения 19.09.2021) – ISBN 978-5-3140-0016-8 , 978-5-459-01141-8, 978-5-496-00617-0

29. Савенкова, Т. Д. Развитие социального интеллекта дошкольников: учебное пособие для вузов / Т. Д. Савенкова. – Москва : издательство Юрайт, 2016 – 146 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13640-1. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/466158 (дата обращения: 06.03.2022).

30. Самыгин, С. И. Психотерапия детей и подростков: справочник / С. И. Самыгин, Г. И. Колесникова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2019 – 284 с. – URL: https://znanium.com/catalog/product/911286 (дата обращения: 23.10.2021). – ISBN 978-5-222-19253-5.

31. Сикорский, И. А. Душа ребенка / И. А. Сикорский, 2-е                 издание. – Москва : издательство Юрайт, 2018 – 162 с. – (Антология мысли). – ISBN 978-5-534-07957-9. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт                                       [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/455681 (дата обращения: 12.12.2021).

32. Тарасова, Е. Г Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Методологическое пособие – Тамбов : ТОИПКРО, 2018. – с. 12. – URL: https://e.lanbook.com/book/70382 (дата обращения: 12.05.2022). - ISBN 978-5-9765-2222-0.

33. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогинезе: учебное пособие для вузов / Д. И. Фельдштейн. – Москва : издательство Юрайт, 2016 – 176 с. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-534-13676-4. – Текст : электронный / ЭБС Юрайт [сайт]. – URL: https://urait.ru/bcode/466258 (дата обращения: 06.03.2022).

Третий раздел. Позитивное общение «Мой язык общения» - одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. И завершают заключительные занятия, основная цель которых – отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, сформировать установку на веру в себя и в свой успех. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки, совершенствование социально-бытовой и социокультурной компетенции, развитие коммуникативных навыков. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. При реализации данного цикла используются следующие формы и методы работы: беседа, психогимнастика, ролевая игра, арт-терапевтические техники, дискуссия, проблемные ситуации, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют тренировочныхе упражнения, специальные задания, дидактические и развивающие игры.