Мораль и Право
Введение
Если рассматривать социальные нормы, то моральные и правовые нормы нельзя оставить незамеченными, так как они являются главными регуляторами общественных отношений. Мораль и право влияют на все общество. Нельзя не уточнить, что право и мораль дополняют друг друга. Право и мораль являются основными ориентирами в развитом обществе для его социального и культурного обогащения. Создатели новых правовых норм обычно опираются на нравственные устои общества, господствующие этические ценности. Если вспоминать историю, мы сможем увидеть, что многие философы, например Аристотель, Платон, а также и современные учёные, такие как С.С. Арнольди, Зигмунд Фрейд отмечали, что право и мораль очень значимы в общественных отношений. Право и мораль все-таки являются главными элементами в гражданском обществе, форма которая определяется исторически-политической действительностью и социально-классовым устройством государства. Рассуждая на эту тему, можно заметить, что мораль и право, как социальные регуляторы, актуальны были и в истории, и в современном мире, так как любые правовые процессы не могут проходить без обращения к этическим нормам.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРАВА
1.1 Понятие права
1.2 Признаки права
1.3 Элементы правого регулирования
2. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОРАЛИ
2.1 Понятие морали
2.2 Признаки морали
2.3 Особенности моральных норм
3. СООТНОШЕНИЕ НОРМ МОРАЛИ И НОРМ ПРАВА
3.1 Сходства морали и права
3.2 Различия морали права
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список используемой литературы.
I. Нормативно-правовые акты и иные официальные документы
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосование 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63 ФЗ (ред. От 25.03.2022);
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 № 51-ФЗ
II. Доктринальная литература
4. Учебник «Теория государства и права» под реакцией доктора юридических наук, профессора Г.Г. Бернадцкого;
5. Алексеев С. С. «Общая теория права», - М., Проспект, 2009
6. Текст научной статьи по специальности «Право»- «Соотношение норм права и норм морали» Шайгупова П. Г. и Трегубенко С. А.;
7. «Соотношение права и морали в правотворческом процессе: На примере Российской Федерации» диссертация и автореферат по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Шидловская, Татьяна Юрьевна
8. Корельский В.М. Теория государства и права: Учебник. – М., 1998.
III. Электронные ресурсы
9. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс]/ Центр информационных технологий РГБ/
Когда право расходится с нравственными принципами в оценке каких-либо явлений, то это обычно не увеличивает влияние на сознание граждан, в точности, наоборот. К примеру, во время решения такой абсолютно нравственной проблемы, как свидетельский иммунитет в судопроизводстве, как оказалось на практике, допускаются отнюдь не любые правовые средства. Тут право не должно было идти, так сказать, «дальше морали» и выдвигать какие-то специфические требования. При свидетельстве близких родственников, к примеру, приходили в конфликт одна с другой такие обязанности (ограничения), как правовая, которая требует говорить только правду (в УК устанавливалась уголовная ответственность за дачу ложных показаний, а также за уклонение от дачи показаний), и нравственная, которая требует не наносить вреда близкому человеку. Такая коллизия приводит или к нравственным потрясениям (раскол в семье, разрыв отношений между родственниками и проч.), или же к преступлениям (лжесвидетельство, уклонение от дачи показаний и проч.). Получается, что индивид, социум и государство в итоге совсем не заинтересованы в подобных альтернативах. Из-за этого в Конституции Российской Федерации прописано в статье 51, что «никто не обязан свидетельствоваться против себя, собственного супруга и близких родственников…» Это положение выводит правовые предписания из состояния противоречия с моральными, а также укрепляет нравственные базисы права.