Эффекты влияния группы на личность
ВВЕДЕНИЕ
В нашем мире проживает более 7 миллиардов человек, и практически каждый из них принадлежит какой-то социальной группе. Существуют сотни миллионов формальных и неформальных групп. Люди в группах общаются, обсуждают свои интересы, дела, планы, занимаются совместной деятельностью, чтобы достичь определенных целей. Но задумывались ли мы когда-нибудь над тем, влияние ли оказывают различные группы на индивидуумов? Я считаю, что актуальность темы исследования обусловливается тем, что люди постоянно находятся в каком-либо коллективе: работа, увлечения, друзья, политические организации и даже религия. Люди склонны создавать группы с теми, кто им доступен (близость) и кого они считают похожими на них. Коллектив постоянно оказывает влияние на мышление человека и создает почву для мыслительных установок. Этот эффект не связан с тактикой убеждения, так как в данном случаем мы говорим о наличии и качестве отношений как таковых, которые влияют на то, чтобы индивид не противился тем или иным установкам и мышлению коллектива, коллектив постоянно формирует человека и его мышление. Следовательно, всегда существует влияние группы на человека, будь то направленное или неосознанное. Проблема моего исследования заключается в том, положительное или отрицательное влияние оказывает группа на человека. Влияние группы на человека интересовало французского учёного Макса Рингельмана. В 1927 году он проводил эксперименты и сделал интересное открытие: если, работая один, человек выкладывается на все 100 %, ,то в группе из двух человек они выкладываются всего на 93 %. В группе из трех человек продуктивность человеческой деятельности снижается до 85 %, а в команде из восьми членов — до 49 %.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..
1 ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ В ПСИХОЛОГИИ………………………..
1.1 Социальные характеристики и потребности личности…………………………
1.2 Группа и её особенности………………………………………………………….
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ГРУППЫ НА ЛИЧНОСТЬ……………………..
2.1 Анализ специфики влияния группы на личность……………………………….
2.2 Социологические исследования влияния группы на личность………………
3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ГРУППОВЫХ ЭФФЕКТОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В ГРУППЕ………………………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994 и др.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания, М.: Аспект Пресс, 1997.
3. Аронсон Э. Общественное животное: Введение в социальную психологию. М., 1998.
4. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Изд-во Междун. пед. акад., 1995.
5. Донцов А. И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во МГУ, 1984.
6. Крылов А.А. Психология. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2012.
7. Парсонс Т. О социальных системах / пер. с англ. под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Акад. проект, 2002, 832 с.
8. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.
9. Allen V.L. Situational factors in conformity // Advances in Experimental Social Psychology. Ed. By L. Bericowitz. Vol. П. N.Y.: Academic Press, 1965.
10. Allport G.W. The historical background of social psychology. The handbook of social psychology. Vol.1, 3rd ed..New York: Random House., 1985.
11. Asch S. Social рschology.Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1952; Asch S.
12. Crutchfield R.S. Conformity and character, American Psychologist, 1955, 10.
13. Festinger L. lnformal social communication // Psychological Review, № 57, 1950.
14. Hollander E.R. Leadership and power // The handbook of social psychology, Vol.2, 1985. P. 485-537.
15. Moscovici S. Social Influence and Social Change,London: Academic Press, 1976.
16. Sherif M. The psychology of social norms.The New York: Harper and Brothers (Harper Torchbook edition, 1966. P.3.
3 глава – отредактировать ссылки
1. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник / А.Л. Свенцицкий.— М.: ТК Велби, Проспект, 2004. - 336 с.
2. Майерс Д. Социальная психология.— 7-е изд. / Д. Майерс. —СПб.: Питер, 2007. - 512 с.
3. Донцов А.И. О понятии "группа" в социальной психологии/А.И. Донцов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. -2012. -№ 4.-С.78-89.
4. Платонов, Ю.П. [Электронный ресурс]: Групповые эффекты и методы повышения эффективности совместной работы.-05.01.15,URL.: http://www.elitarium.ru/2008/05/23/gruppovye_jeffekty.. (дата обращения : 09.03.2015)
5. Ойстер, К.Социальная психология групп/К.Ойстер.-СПб.:ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК,2004.-224с.
6. Семечкин, Н.И. [Электронный ресурс]: Феномен организационного группомыслия.-14.11.2008,URL: http://www.elitarium.ru/2008/11/14/fenomen_gruppomysl..(дата обращения: 15.03.2015)
7. Пайнс Э. Практикум по социальной психологии / Э.Пайнс, К.Маслач. — СПб.: Питер, 2001.-528 с.
8. Ингибиторы продуктивности [Электронный ресурс], URL: http://psy-top.ru/2013-09-14-14-23-35/60-ingibitopy-p..(дата обращения:16.03.2015)
9. Влияние группы, огруппление мышления (на примере социально-религиозной группы Свидетели Иеговы) [Электронный ресурс], URL: http://www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=48824&.. (дата обращения:20.03.2015)
10. Сардарян А. Феномен социальной лени/ Сардарян.А //HR Portal.-2011.-№15.-С. 14-18. (дата обращения: 15.05.2015)
11. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: искусство общения с людьми : учеб.пособие/ Е.Ю. Лукаш.- Владивосток: Изд-во ВГУЭС , 2005.-224 с.
Ирвин Дженис, который занимался феноменом огруппления мышления, проводил анализ групповых решений, которые привели к большому успеху во внешней политике США. На основе полученных результатов, он выделил восемь способов предотвращения огруппления мышления.
1. Руководитель, который формирует политику группы, должен предложить каждому участнику группы высказать критические оценки, стремясь к тому, чтобы первенство в группе отдавалось открытому обсуждению сомнений и возражений. Руководитель должен поощрять такие обсуждения, а также принимать критику своего мнения, чтобы не позволить членам группы сглаживать наступившие между ними разногласия и чтобы их стремление к соглашению не было препятствием к критическому мышлению;
2. Когда главные члены структуры поручают миссию планирования политики другой группе, которая находится в составе той же организации, они должны занять беспристрастную позицию и не говорить сразу свои ожидания и предпочтения. Это способствует свободному анализу и объективному изучению различных вариантов политических альтернатив;
3. В организации необходимо создать несколько независимых групп планирования и оценки политики, которые будут работать над одной и той же проблемой, но под руководством разных начальников. Это предотвратит изоляцию сплоченной группы, которая принимает решения;
4. До достижения окончательного компромисса руководитель или лидер должен высказать требование насчет того, чтобы каждый участник группы время от времени обсуждал точки зрения группы с сотрудниками своего отдела , а потом говорил группе об их реакциях (при условии, если этим сотрудникам можно довериться, и они выполняют те же правила, что и группа, которая разрабатывает политику).