Влияние телевидения на политическое поведение современной молодёжи России
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена социально-политическими процессами, характеризующими российскую молодежь в современном мире. До середины прошлого века дети и подростки проводили много свободного времени вместе со взрослыми, следя за их привычками и их деятельностью. Таким образом, они получали необходимые навыки и умения, которые помогут им в дальнейшей социализации. Отношения между родителями, старшими братьями и сестрами, родственниками, членами семьи были очень важным примером для подражания для детей и подростков.
После промышленной революции и развития технологий все изменилось. К сожалению, это оказало значительное влияние не только на качество жизни людей, но и на их социальное поведение. Средства массовой информации оказывают более сильное влияние. Через них передаются образцы поведения и образа жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.
Телевидение, является одним из самых обширных и востребованных средств массовой информации в современной России. Оно обеспечивает общество информацией, а также влияет на культурную информационную ситуацию в российском современном обществе. Мы не можем представить ни одну сферу общества без каких-либо информационных отношений. С помощью телевидения мы узнаем необходимую нам информацию, черпаем полезные знания, но, далеко не всегда оно оказывает положительное влияние на людей всех возрастов. Можно отметить, что воздействие телевидения на людей начинается с раннего возраста и продолжается всю жизнь. Но особо сильное влияние оно оказывает на формирование личности молодёжи. На начальном этапе жизни человек не только активно формируется и познаёт окружающую действительность, но и вырабатывает к ней соответствующее отношение, с которым в будущем и будет строить своё поведение. Проблема, затрагиваемая в данной работе достаточно актуальна, ведь роль информации в нашем обществе растёт с каждым годом, и несмотря на то, что интернет на сегодняшний день один из самых популярных средств массовой информации, телевидение остается распространенным элементом в жизни каждого человека и оказывает влияние на формирование его взглядов.
Содержание
Содержание 4
Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты изучения политического поведения молодежи 9
1.1 Сущность, функции и типология политического поведения 9
1.2. Политические ориентации современной российской молодёжи 20
Глава 2 Телевидение как фактор формирования политического поведения у российской молодежи 23
2.1 . Роль телевидения в процессе становления политической культуры 23
2.2 Оценка влияния телевидения на политическое поведение современной российской молодежи 29
Заключение 31
Литература 32
Список используемых источников
1. Мельник В.А. Политология: учебник. Минск: Выш. шк., 2002. С. 416-429.
2. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.
3. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии: учебное пособие. Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 496 с.
4. Охременко И.В. Электоральное поведение: Теория вопроса: учеб. пособие в 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2002. 52 с
5. Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология: учеб. пособие. М.: Наука, 1994. 304 с
6. Макклелланд Д. Мотивация человека: монография. СПб.: Питер, 2007. 672 с.: ил. (сер. «Мастера психологии»).
7. Богатова Е.Б. Факторы социально-психологической устойчивости избирателей к информационно-психологическим предвыборным воздействиям: автореф. дис. … канд. психол. наук. Кострома, 2015. 27 с.
8. Шестопал Е.Б. Политическая психология: учебник для вузов. М: ИНФРА-М, 2002. 448 с.
9. Гаджиев К.С. Введение в политическую философию: учеб. пособие. М.: Логос, 2010. 336 с.
10. Джандубаева З.З. Абсентеизм как феномен современной российской практики: дис. … канд. социол. наук. М., 2005. 134 с. : ил.
11. Рыбаков А.В. Политическая культура современного российского общества: состояние и перспективы ее демократизации / А.В. Рыбаков // Поиск. — 2012. — № 1. — С. 7—18.
12. Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — С. 108—117.
13. Петухов В.В. Гражданское участие в контексте политической модернизации России / В.В. Петухов // Социологические исследования. — 2012. — № 1. — С. 48—61
14. Положение молодежи в России. Аналитический доклад. М., 2005. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=28115
15. Россияне об акциях протеста и о прошедших выборах. Результаты опроса, проведенного 16—20 декабря 2011 года. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.levada.ru/28-12-2011/rossiyane-ob-aktsiyakh-protesta-iproshedshikh-vyborakh
16. Санистебан Л.С. Основы политической науки / пер. с исп. В.Л. Заболотного. М.: МП Владан, 1992. 123 c.
17. Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования / Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — С. 108—117.
Реалии сегодняшнего дня таковы, что к телевидению, - основному поставщику политической информации для молодежи, - со стороны различных политических и политико-финансовых групп увеличивается интерес как к инструменту манипулятивных воздействий на общественное мнение, развивается процесс «медиатизации» политики. В современном мире телевидение является одним из основных факторов социализации для подрастающего поколения. Рассматривая телевидение как фактор социализации, надо иметь в виду, что непосредственным объектом воздействия потока сообщений является не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации - зрителей тех или иных телеканалов. Влияние телевидения на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. ТВ выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Эта роль реализуется по отношению ко всем людям постольку, поскольку отдых на досуге перед телевизором отвлекает их от повседневных забот и обязанностей. С рекреативной тесно связана релаксационная роль ТВ. Она приобретает специфический оттенок, когда речь идет о молодых людях, подростках. Для большой части молодежи просмотр телевизора становится своеобразным восполнение дефицита нехватки межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками В процессе политической социализации молодёжи, которая включает в себя усвоение человеком основных политических норм и ценностей, форм поведения, организующих политическую жизнь общества, затем их преобразование в убеждение, наиболее важными считаются такие социальные агенты как семья, школа, церковь, политические лидеры и организации, СМИ.