Связь образа «Я» и образа мира в дошкольном возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Для того чтобы проследить развитие ребенка и создать необходимые условия, необходимо определить определенные этапы и их границы. В науке есть несколько разных подходов к возрастной периодизации. Наиболее основательным и отсюда правомерным можно считать подход, предложенный Л.С. Выготским: «…только внутренние изменения самого развития, только переломы и повороты в его течении могут дать надёжное основание для определения главных эпох построения личности ребёнка, которые мы называем возрастами» [32, с. 247].
По Выготскому возрастная периодизация выглядит так [32]:
-кризис новорождённости;
-младенческий возраст (2 месяца – 1 год);
-кризис 1 года;
-раннее детство (1 – 3 года);
-кризис 3 лет;
-дошкольный возраст (3 года – 7 лет);
-кризис 7 лет; 10
-школьный возраст (8 – 12 лет);
-кризис 13 лет;
-пубертатный возраст ( 14 – 16 лет) ;
-кризис 17 лет.
Остановимся подробнее на особенностях старшего дошкольного возраста [22].
Дошкольный возраст (с 3 - до 7 лет) является естественным продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период, к которому ребёнок овладевает социальным пространством человеческих отношений через непосредственное общение с близкими взрослыми и через отношения со сверстниками в игре и общении. Продолжают активно развиваться речь, способность к замещению, к действиям с символами и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение и память. В возрасте с трех до семи лет самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…..……. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСОБЕННОСТЕЙ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА «Я» И ОБРАЗА МИРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………..………. 4
1.1. Характеристика и формирование образа «Я» у старших дошкольников…………………………………………………………………..…4
1.2. Структура образа мира старшего дошкольника.…………………………15
1.3. Связь образа мира и образа «Я» у старших дошкольников……………...24
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗА «Я» И ОБРАЗА МИРА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ………………………………………………..…………………… 21
2.1. Организация и методы исследования……………………………………...21
Список литературы не найден
М.В. Гамезо отмечает, что в старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) ведущей деятельностью продолжает оставаться игра (преимущественно - сюжетно-ролевая). В ней развиваются, совершенствуются различные психические функции ребенка - речь, восприятие, мышление, воображение, память и др. Но самые главные изменения происходят в мотивационно-потребностной сфере ребенка: к концу дошкольного возраста формируется способность к соподчинению мотивов, развивается самосознание, изменяется восприятие своего места в системе отношений с окружающими. Согласно теории отечественного психолога Д.Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной и личностной сферы ребенка. Как показывают исследования, дошкольники, имеющие развитые игровые навыки в соответствии со своим возрастом, имеют адекватный уровень развития произвольного внимания, логического мышления, речи, воображения, т. е. адекватный уровень познавательного развития, что является важной предпосылкой школьной готовности. Кроме того, игра, как совместная деятельность, в которой существуют не только игровые, но и реальные отношения, способствуют социальному развитию. В игре происходит активная социализация ребенка, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Диагностика игры дает возможность контролировать своевременность ее формирования у каждого ребенка.