Особенности развития самосознания младшего школьника

Скачать курсовую работу, в которой исследуются особенности развития самосознания младшего школьника
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.10.2023
Объем файла
58 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Проблема развития самосознания является одной из ключевых в психологии. В настоящее время самосознание рассматривается как сложное образование, как одна из подструктур личности, которая имеет интегральный характер. Самосознание является сложным психическим процессом, проявляющимся прежде всего в понимании индивидом своих многочисленных “образов” в различных ситуациях, в ходе разнородной деятельности, а также в общении. Этими образами является результат взаимодействия человека с социумом. В ходе смены таких образов от ситуации к ситуации человеком осуществляется процесс самопознания. В реальной жизнедеятельности личности самосознание всегда представляет собой единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования деятельности и поведения.
В настоящее время особое место занимает изучение роли и места эмоционального и личностного развития , самосознания, подготовки ребенка к будущей жизни. Актуальность изучения самосознания детей младшего школьного возраста заключается в том, что начавшееся в дошкольном возрасте первичное формирование Я-концепции и самооценки в младшем школьном возрасте продолжается в новой ситуации, которая в значительной мере отличается от той, что сложилась у ребёнка в семье. Ребенок начинает внедряться в новую для себя систему деятельности – учебную, успехи в которой оказывают сильное влияние на развития личности в целом и самосознания в частности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности развития самосознания младшего школьника ……..5

1.1. Особенности психологического развития младшего школьника. ……..5

1.2 Проблема самосознания в психологии…………………………………9

1.2.1. Определение самосознания………………………………………..9

1.2.2. Структура самосознания…………………………………………..11

1.2.3. Функции самосознания……………………………………………12

1.3. Развитие самосознания в младшем школьном возрасте……………..14

1.4. Рекомендации учителям и родителям по формированию адекватной

самооценки младших школьников…………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………..24

Список источников………………………………………………………….25

Список источников

1. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // URL: https://gigabaza.ru/doc/95803.html (дата обращения: 24.05.2022).

2. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. Т. 2. // URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ananyev_izbrannye-trudy_t2_1980/ (дата обращения: 24.05.2022).

3. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание // URL: https://clck.ru/iHUGz (дата обращения: 24.05.2022).

4. Блонский П.П., Психология младшего школьника. // URL: https://lib.uni-dubna.ru/search/files/ps_blonskiy_izbr/~ps_blonskiy_izbr.htm (дата обращения: 24.05.2022).

5. Выготский Л.С., Психология развития человека. // URL: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky%3Dps_pzv_cheloveka%3Dann.htm (дата обращения: 24.05.2022).

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // URL: http://psy.msu.ru/people/leontiev/dsl/ (дата обращения: 24.05.2022).

7. Мерлин В.С. Структура личности: характер, способности, самосознание. // URL: https://clck.ru/iJ5De (дата обращения: 24.05.2022).

8. Мухина В.С., Возрастная психология. // URL: https://clck.ru/iJ6px (дата обращения: 24.05.2022).

9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. // URL: https://clck.ru/Misoc (дата обращения: 24.05.2022).

10. Психология одаренности детей и подростков/ Под ред. Н.С. Лейтеса // URL: https://pedlib.ru/Books/6/0074/ (дата обращения: 24.05.2022).

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. // URL: https://clck.ru/gcPdg (дата обращения: 24.05.2022).

12. Семаго Н., Семаго М., Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. // URL: https://clck.ru/U5eq4 (дата обращения: 24.05.2022).

13. Спиркин А.Г. Сознание и Самосознание. // URL: https://studfile.net/preview/2782314/ (дата обращения: 24.05.2022).

14. Фрейд А.,Фрейд З. Теория психоанализа и «эго-психология» —М.:  «Издательство Родина», 2018 — 17 с.

15. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. // URL: https://studopedia.ru/22_68520_struktura-samosoznaniya-ii-chesnokovoy.html (дата обращения: 24.05.2022).

16. Эльконин Д.Б., Избранные психологические труды. // URL: http://psychlib.ru/mgppu/eit/EIT-001-.HTM#$p1 (дата обращения: 24.05.2022).

17. Жан Пиаже и его теория когнитивного развития // URL: https://www.b17.ru/blog/317133/ (дата обращения: 24.05.2022).

Рекомендации родителям для развития адекватной самооценки у младшего школьника:

1. Не вешайте «ярлыки» на ребенка. В порыве досады многие из родителей бросают в ребенка фразами: «какой же ты недотепа!», «ты у меня ужасный неряха», «от тебя не будет толку в будущем» и пр. Если ребенок изо дня в день слышит про себя нелестные отзывы от самых близких и родных людей, вряд ли он будет думать о себе обратное и вырастет с адекватной самооценкой и уверенным взглядом в свое будущее.

2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Зачастую дети и сами понимают, что, к примеру, «Маша намного способнее в учебе», а «Миша – сильнее и увереннее в себе». Ваш ребенок и сам постоянно сравнивает себя с ровесниками и, таким образом, формирует внутреннюю самооценку.

3. Не ругайте за неудачи в учебе. Если ребенку с трудом даются школьные науки, не стоит ежедневно отчитывать его и еще более усугублять ситуацию. Когда родители каждый день отчитывают ребенка за каждую плохую отметку – ждать от него уверенности в себе, скорее всего, не придется. Если вы хотите подтянуть ваше чадо в учебе – занимайтесь с ним дополнительно. А в случае, когда малыш сильно переживает, что не получил пятерку, внушите мысль, что отличные оценки не главное в жизни, намного важнее – приобретенные знания.

4. Не подавляйте ребенка в ссорах. Разрешите и ему высказывать свою точку зрения и отстаивать собственное мнение. Не подавляйте малыша там, где в этом нет необходимости. Подавление личности, таким образом, может негативно сказаться не только на уверенности в себе, но и серьезно расшатать психику ребенка.

5. Предоставляйте право выбора. Разрешите ребенку принимать самостоятельно некоторые решения – при выборе игрушек, предметов одежды или маршрута прогулки. Все это не только сделает его более самостоятельным, но и укрепит его уверенность в себе.

6. Разговаривайте с ребенком. Нередко доверительная беседа в спокойной обстановке творит настоящие чудеса. Большинство детей любят длительные беседы, в которых родители вспоминают свое детство, приводят аналогичные истории из их школьной жизни и рассказывают, как они справлялись с возникающими трудностями.Расскажите, как вы чего-то боялись или что-то вам никак не удавалось сделать, но как успешно вы справились со сложностями и как со временем становились все более уверенным в себе.