Классические направления в рамках поведенческого подхода
Введение
В настоящее время поведенческая психотерапия — одно из ведущих направлений современной психотерапии. Поведение является основным понятием данного направления. Общими словами поведенческую психотерапию можно определить, как психотерапию, которая центрируется на изменении поведения. Но при изменении поведения всегда происходят соответствующие трансформации и в других сферах, в таких как когнитивной, эмоциональной, волевой. Поэтому некоторые авторы полагают возможным считать, что данное направление основано на психологии бихевиоризма и использует принципы научения для изменения когнитивных, эмоциональных и поведенческих структур.
Бихевиоризм (behaviorism, от англ. behavior - поведение) является особым направлением в психологии человека и животных, т.е. наука о поведении. В своей форме бихевиоризм представляет продукт исключительно американской науки, зачатки же его можно найти в Англии, а затем и в России. Начало бихевиоризма было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психолога Дж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста».
В качестве предмета психологии является не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, которые вызываются какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции делятся на наследственные (физиологические реакции, рефлексы) и приобретенные (мышление, привычки, речь), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, которые запускаются безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. Но потом было показано, что само обусловливание является достаточно сложным процесс, которое имеет психологическое содержание.
Оглавление
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие понятия поведенческого подхода……..……………………….5
1.1. Суть поведенческого подхода в психологии……………………………….5
1.2. Теория классического обусловливания И.П. Павлова…………………...10
1.3. Цели и формы поведенческой психокоррекции………………………….13
Глава 2. Поведенческая психотерапия………………………………...………18
2.1. Применение поведенческой терапии……………………………………..18
Заключение…………………………………………...…………………………27
Список литературы…………………………………………………….…….....29
Список литературы.
1. Артюхова Т.Ю., Психокоррекция и психотерапия: учеб. пособие / Т.Ю. Артюхова, Т.В. Шелкунова. – Красноярск: Сиб. федерал. ун-т, 2019. – 170 с.
2. Игумнов С. А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков. –Москва, 2000.
3. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб. – Санкт-Петербург: Питер, 2002. – 672 с.
4. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания.
5. Личностный рост. Методы и техники. – Москва: Изд-во Института психотерапии, 2001.
6. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции. –
Ростов н/Д., 2005.
7. Линде Н. Д. Основы современной психотерапии: Реком. Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качве учеб. пособия для студ. высш. учеб. заведений. – Москва: Академия, 2004.
8. Литвак М. Е. Если хочешь быть счастливым: Учеб. пособие по психотерапии и психологии общения. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
9. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – Москва: ТЦ Сфера, 2005. – 512 с.
10. Ромек В. Г. Поведенческая психотерапия. – Москва: Академия, 2002. – 192 с.
Аверсивное обусловливание используют в случаях вредных для организма привычек или антисоциального поведения (обжорство, курение, алкоголизм,). В противоположность систематической десенсибилизации этот метод заключается в сочетании неприятного состояния с ситуацией или неприятного воздействия, которая обычно доставляет удовольствие. Например, каждый раз, когда пьяница поднесет ко рту стакан с алкоголем, его будут ударят электрическим током, то весьма вероятно, что удовольствие, которое он прежде получал от алкоголя, сильно угаснет, а после многих повторений такого опыта - пропадет совсем, и сменится условно-рефлекторным отвращением к выпивке.
В методике наказания применяются в основном социальные стимулы, например, осуждение, высмеивание, негативная оценка поведения и др., если болезненные стимулы являются практически всеобщими и всегда оказывают воздействие, то действие социальных стимулов специфически индивидуально.
Методика хороша при соблюдении определенных условий:
1. Соблюдение временного интервала между реакцией и стимулом. Результат будет, если отрицательный стимул применяется непосредственно (с интервалом от десятых долей секунды до нескольких секунд) после ответной реакции. Если применение стимула запаздывает, его результат начинает быстро уменьшаться.
2. Применение определенной схемы использование отрицательного стимула. Сначала более эффективное подавление нежелательного поведения достигается при помощи непрерывного применения отрицательного стимула и лишь через некоторое время можно переходить к непостоянной схеме угашения.
3. Присутствие в поведении клиента альтернативных ответных реакций. Это условие касается угашения только того поведения, которое обладает целенаправленный характер. В таких ситуациях цель сохраняет свое значение для клиентов, а имеющийся в репертуаре стереотип ее достижения оказывается заблокированным, если нет других "желательных" стереотипов поведения это обычно вызывает агрессию или другие формы деструктивного поведения.