Особенности смысл жизненных ориентации личности в юношеском возрасте из полной и неполной родительской семьи
Введение
Актуальность исследования определяется тем, что жизненный путь личности – это неповторимая уникальная история, которая создается и преобразуется самим человеком, в процессе его развития и формирования целостного и сознательного понимания основных жизненных устремлений и ориентиров. Личность развивается и вырабатывает индивидуальную направленность своего жизненного пути во взаимодействии с духовными, нравственными и социальными ценностями.
Значимость анализа смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте определяется решающим значением этого возрастного этапа человека в формировании смысловой системы личности и собственного мировоззрения. Молодые люди акцентируют свое внимание на личностном и профессиональном самоопределении, которое основывается на сформировавшихся в процессе онтогенетического развития смысложизненных ориентаций молодых людей. В юношеском возрасте вопросы вопросы о смысле жизни наиболее часты. В этот период осуществляется выработка ценностей, ценностных ориентаций, жизненных планов, утверждается самостоятельность, то, что настраивает личность на поиск жизненного смысла, направленного на будущее. Проблема поиска своей идентичности, планирование своей жизни является актуальной в юношеском возрасте.
Содержание
Введение………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования смысложизненных ориентаций личности юношей из полных и неполных родительских семей
1.1 Исследуемый феномен смысложизненных ориентаций личности в исследованиях зарубежных и отечественных философов и психологов…...6
1.2 Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте…………………………………………………………………………12
1.3 Влияние родительской семьи на становление смысловой сферы личности в юношеском возрасте…………………………….……………….14
Глава 2. Эмпирическое исследование смысложизненных ориентаций личности юношей из полных и неполных родительских семей…………..……………………………………………………….……….21
2.1 Описание и обоснование методов исследования смысложизненных ориентаций личности юношей из полных и неполных родительских семей..…………………………………………………………………...………21
2.2 Ход эмпирического исследования смысложизненных ориентаций личности юношей из полных и неполных родительских семей …….…..….23
2.3 Анализ и интерпретация эмпирически полученных результатов исследования смысложизненных ориентаций личности юношей из полных и неполных родительских семей ……………….……………..……………..26
Заключение……………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………34
Приложение……………………………………………………………..36
Список использованной литературы
1. Андреева, Т.В. Семейная психологии/ Т.В. Андреева - спб.: Речь. - 2015. - 244 с.
2. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия/ А.Я. Варга. – спб.: Бахрах-М. - 2001. – 412 с.
3. Казарян А. А. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-психологов разных возрастных групп // Молодой ученый. — 2018. — №18. — с. 438-443.
4. Кофанова Я.Ю. Ценности современного подростка/ Кофанова Я.Ю.// Культура. Духовность. Общество. - 2013. - № 5. - с. 128-130.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2004.
6. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) – М.- 2002. – с.336.
7. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени/ Д.А. Леонтьев // Психологическое обозрение. - 2012. - №1.- С. 13-25.
8. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2002.
9. Мухина В.С. Глубинный смысл предопределенного «пора» в контексте жизненного пути//Развитие личности. – 2010. – №1. – С.43.
10. Мухина В.С. Рефлексивный тест-самоотчет «Кто я?»: возвращение к обоснованию установок, обращенных реципиенту и требования к анализу типов рефлексии на себя//Развитие личности. – 2008. - №4. – С.116-129.
11. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность: Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты: монография 2-е изд. Испр. И доп. - М.: «Прометей». - 2010. – с. 1088.
12. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. Спб.: Питер. - 2010. - с.223.
13. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М., 1998.
14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : в 2 т. – М., 1989.
15. Фромм Э. Психоанализ и этика. – М., 1993.
16. Хахина Н.В. Семейные ценности, как фактор воспитания подростка/ Хахина Н.В.// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - . 2013. - Т. 19. - № 4. с. 120-123.
17. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
18. Чудновский В.Э. Становление личности и проблема смысла жизни: Избранные труды. – М., 2006.
19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии. – М.,1994.
20. Эриксон Э. Идентичность. Юность и кризис. – М., 2006.
По шкале «Локус контроля – Я» у юношей, воспитывающихся в полных семьях достаточно средний балл, что соответствует представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни. По шкале «Локус контроля – жизнь» у юношей, воспитывающихся в полных семьях высокий результат – это свидетельствует, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно, принимать решения и воплощать их в жизнь. У юношей, воспитывающихся в неполных семьях баллы немного ниже, но они также говорят о твердости принятий решений. Таким образом, в ходе анализа результата теста смысложизненных ориентаций, мы делаем вывод о том, что у юношей, воспитывающихся в полных родительских семьях, в большей степени развито представление о психологическом времени личности, имеется четкое олицетворение себя как сильной личности, которая успешно идентифицировала себя в обществе и имеет четко разграниченное представление о своем Я-образе. Юноши, воспитывающиеся в полных семьях более уверены в том, что сами могут управлять своей жизнью. У юношей из неполных родительских семей показатели ниже в сравнении с юношами из полных семей, это говорит о неполном контролировании событий в собственной жизни, они не полностью удовлетворены своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее. Но при этом, юноши из неполных семей воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.