Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности

Скачать курсовую работу, в которой исследуются основные возрастные особенности формирования учебной деятельности
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.10.2023
Объем файла
88 Кб
Количество страниц
23
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день социальная ситуация, складывающаяся в обществе, ставит перед системой образования задачу воспитать поколение всесторонне развитое, нравственное, деловое и активное, которое готово принимать самостоятельные и ответственные решения. В связи с этим уделяется особое внимание не только улучшению современного школьного образования, но и обеспечению свободного и слаженного совершенствования личности каждого ребенка (учащегося), предоставлению ему возможности реализовать свои индивидуальные способности, и как следствие получению качественного полноценного образования. Исходя из этого, вопрос об особенностях формирования учебной деятельности у разных возрастных групп становится популярной темой исследований. Каждый возрастной период имеет огромное значение в общем цикле взросления и развития ребенка.  В.В. Давыдов считал, что учебная деятельность - это такая деятельность, в результате которой происходят изменения непосредственно в самом ученике. Учебная деятельность предполагает самоизменение, а именно то, что продуктом являются изменения, произошедшие в процессе осуществления деятельности в самом субъекте.  Понятие "учебная деятельность" очень неоднозначно. Поэтому в рамках системно-деятельностного подхода считается, что учебная деятельность должна восприниматься, как деятельность субъекта по освоению различных способов учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, которые ставит перед учеником педагог. При этом обязательно должен присутствовать внешний контроль и оценка, которая постепенно переходит в самоконтроль и самооценку. 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ 6

1.1. Содержание и основы учебной деятельности 6

1.2. Психологическая характеристика учебной деятельности 9

ГЛАВА II. ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12

2.1.  Дошкольный возраст 12

2.2. Младший школьный возраст 14

2.3. Средний школьный возраст 18

2.4. Старший школьный возраст 21

2.5.  Студенческий возраст 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Богачкина, Н. А. Психология: учебное пособие / Н. А. Богачкина. — 2-е изд. — Саратов: Научная книга, 2019. — 159 c.

2. Григорьев, Д. А. Психология: учебное пособие / Д. А. Григорьев. — М. : Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России), 2019. — 52 c.

3. Гусева, Т. И. Психология личности: учебное пособие / Т. И. Гусева, Т. В. Катарьян. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

5. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология: учебное пособие / Н. Ю. Дмитриева. — 2-е изд. — Саратов : Научная книга, 2019. — 127 c.

6. Магера, Т. Н. Психология: учебное пособие / Т. Н. Магера. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2019. — 470 c.

7. Резепов, И. Ш. Общая психология: учебное пособие / И. Ш. Резепов. — 2-е изд. — Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 110 c.

8. Сельчихина Е.Б. Общая психология: учебное пособие / Е.Б. Сельчихина. — Калининград: Калининградский государственный университет, 2018. — 115 c.

9. Специальная психология: учебное пособие / сост. О. В. Липунова. — Саратов : Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 81 c.

10. Статья Г.А. Цукерман "Опыт типологического анализа младших школьников как субъектов учебной деятельности"

11. Челдышова Н.Б. Общая психология: курс лекций / Н.Б. Челдышова. — М.: Экзамен, 2018. — 215 c.

12. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.

13. Юревич А.В. Психология и методология / А.В. Юревич. — М.: Институт психологии РАН, 2019. — 312 c. 

У старшеклассников преобладают такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, последующее продолжение образования или работа по выбранной профессии, необходимость проявить свои способности в связи с формированием интеллекта. Ученики старших классов относятся к обучению осмысленно, у них есть цель о дальнейшем обучении, они сделали свой выбор по поводу будущей профессии, а также у старшеклассников всё чаще отмечается рвение к углублению знаний в определенной области, появляется стремление к самообразованию. Ученики старшего школьного возраста начинают систематически работать с дополнительным учебным материалом, посещать факультативные занятия.  Старший школьный возраст - это период завершения полового созревания, а также начальная стадия физической зрелости. Наряду с этим физическое формирование оказывает влияние на формирование определенных качеств человека. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности, а осознание физической слабости иногда вызывает у юношей замкнутость, неверие в собственные силы, пессимизм.