Конституционное право граждан на достоверную информацию и использование информационных технологий

Скачать курсовую работу, в которой исследуется конституционное право граждан на достоверную информацию и использование информационных технологий
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.10.2023
Объем файла
81 Кб
Количество страниц
27
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

На современном этапе развития цивилизации, характеризуемом как постиндустриальное или информационное общество, информация начинает играть решающую роль в государстве, а информационные ресурсы приобретают такую же высокую ценность, как природные, трудовые, финансовые и иные ресурсы, составляющие потенциал той или иной страны. Высокоразвитые в информационном плане страны быстро принимают решения, эффективнее управляют внутригосударственными и межгосударственными процессами. Этим определяется высокая значимость информации для современного мира. Статья 29 ч.4 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на информацию. Это право – одно из наиболее значимых прав гарантированных конституционными нормами. В современном обществе информация стала неотъемлемой частью, определяющим лицо эпохи. В настоящее время, по мнению многих ученых мы находимся в информационном обществе, в котором доступ к определенным информационным ресурсам стал определяющим, а сама информация стала продуктом общественного производства. В таких условиях право на получение информации становится очень важным в системе прав и свобод человека и гражданина. Поэтому исследования, затрагивающие  юридический аспект информации имеют сейчас особую актуальность, особенно, если эта проблема связывается с правами человека.  Конституционное право на информацию является базой для возникновения разнообразных форм и многочисленных способов его осуществления и реализации в тех или иных конкретных правоотношениях.  Таким образом, конституционные нормы дают общее направление дальнейшему регулированию информационных отношений, а нормы отраслевого законодательства устанавливают соответствующие правовые механизмы, благодаря которым и обеспечивается реализация конституционного права.

Оглавление

Введение 3

I. Конституционное право граждан на достоверную информацию 5

1.1 Нормативное содержание конституционного права на информацию 5

1.2 Содержание достоверной информации и формы ее реализации 10

II. Реализация права на информацию в современном мире 13

2.1 Защита права граждан на информацию 13

2.2 Порядок, условия и субъекты использования информационных технологий 18

2.3 Конституционно-правовые гарантии реализации права на информацию и использование инф-х технологий в Российской Федерации 18

Заключение 25

Источники 26

Источники

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // «Российская газета» от 25 декабря 1993 г.

2. Графский В.Г. Основные концепции права и государства в современной России (по материалам круглого стола в Центре ИРЛ РАН) // Государство и право. 2003. № 5. С. 25.

3. Шевердяев С.Н. Конституционно-правовой режим информации ограниченного доступа // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 1.

4. Гришаева Ю.И. Право граждан на информацию об организации и деятельности местного самоуправления в России: Дис. канд. юрид. наук. Оренбург, 2007. С. 25.

5. Лисицына Е. С. Право на информацию и информационная деятельность в РФ; Конституционно-правовые аспекты.: автореф. дис.канд. юрид. наук. М. 2002. С. 12.

6. Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»/ СЗ РФ-2006. № 31 (14). Ст. 3448.

7. Григорьев М.А Теоретические основы Конституционного права граждан на информацию в Российской Федерации // Бизнес в законе. 2008. №4. С. 185-187.

8. Конституция РФ - принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г./ СЗ РФ, 1996, N3, Ст.152, N7, Ст.676; 2001, N24, Ст.2421; 2003, N30, Ст.3051; 2004, N13, ст.1110.

9. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. 2-е изд. // М.:Сашко. 2000. C 528.

10. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I "О средствах массовой информации". Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 7 ст. 300.

11. Международный пакт о гражданских и политических правах - принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16.12.1966 года, вступил в силу 23.03.1976 года/ Международные акты о правах человека: Сб. док-тов. М., 1999. С.53.

12. Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999. С. 100–124.

13. Филатов В. П. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М., 2009.

14. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" от 09.02.2009 N 8-ФЗ.

15. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» // Рос. газ. 1992. 8 февр.

16. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232.

17. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

18. Ковалева Н. Н., Холодная Е. В. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

19. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении".

20. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении".

21.   Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51275-2006 "Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию. Общие положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2006 г. N 374-ст).

22. Соколова И. В. Социальная информатика и социология: проблемы и перспективы взаимосвязи : монография. М. : Изд-во МГУ, 1999. 184 С.

23. Мордовец А. С. Социально-экономические механизмы обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996. С. 44.

24. Указ Президента РФ от 11 февраля 2006 г. №90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 2006. №8. Ст. 892.

25. Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Российская газета. 2009. №4849.

26. Рихтер А. Г. Два закона – один подход: новое в информационном законодательстве России // Медиаскоп. URL: /http://www.mediascope.ru/node/406.

При этом ч. 1 ст. 9 данного закона устанавливаются следующие ограничения информационных прав и свобод: возможность ограничения федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В этом же законе в качестве гарантий прописано: органы государственной власти и местного самоуправления обязаны создавать доступные каждому гражданину информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществлять массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам, представляющим общественный интерес. Недавно принятый Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»  в числе принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установил: открытость, доступность, достоверность информации, своевременность ее предоставления, свободу поиска, получения, передачи и распространения информации, а также соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.