Развитие я-концепции личности в детском и подростковом возрасте

Скачать курсовую работу, в которой исследуется развитие я-концепции личности в детском и подростковом возрасте
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
26.10.2023
Объем файла
2121 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВEДEНИE
Такие процессы, как самоопределение и самореализация, являются одними из ключевых составляющих развития личности. Это обусловлено множеством факторов: мы ежедневно контактируем с обществом, выстраивая социальные связи разного характера, что необходимо для жизнедеятельности (начиная от простых бытовых задач, заканчивая удовлетворением потребностей, заложенных в самой сути человека); мы в каком-то смысле зависим от общества, являясь его частью. Что лежит в основе личности, что она из себя представляет, какой она является окружающим, а какой хотела бы предстать – это лишь часть вопросов, которые освещает «Я-концепция».
Индивидуальность складывается из множества компонентов, одним из которых является самооценка. Именно этот фактор отвечает за формирование жизненной позиции человека, его оценку собственных способностей и, соответственно, уровень притязаний. Опыт, проживаемый индивидуумом в детстве и подростковом возрасте, особенно тесно взаимосвязан с его самооценкой: этот показатель будет определять результат любого контакта с обществом, а также направления мыслительного процесса личности. Построение модели собственной деятельности, определение индивидуальных нормативных критериев и поведенческой модели в соответствии с социальными нормами – все это процессы, которые складываются за счет самооценки и определяют ее как важнейшую личностную инстанцию.
Я-концепция – система представлений, содержание которых варьируется в зависимости от возраста индивида. Каждый возрастной период характеризуется определенными особенностями, отраженными в данном положении. Именно поэтому возникает трудность с прослеживанием развития и обобщением Я-концепции.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВEДEНИE 3

1. ТЕOРЕТИЧЕСКИЕ OСНOВЫ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ 6

1.1 Понятие и составляющие Я-концепции личности 6

1.2 Развитие Я-концепции личности в детском возрасте 9

1.3 Развитие Я-концепции личности в подростковом возрасте 11

2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 14

2.1 Обоснование замысла исследования 14

2.2 Организация и ход исследования 14

2.3 Результаты исследования и их обсуждение 17

СПИСOК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТEРAТУРЫ 23

СПИСOК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТEРAТУРЫ

1. Фрейд, З. Психология бессознательного / З.Фрейд. - М.: Фирма СТД, 2004. - 442 с.

2. Немов, Р.С. Детский словарь психологии / Р.С.Немов. - М.: Издательство «Речь», 2006. - 303 с.

3. Словарь практического психолога. / Сост. С.Ю.Головин. - Мн: Харвест, 1997. - 800 с.

4. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г.Ананьев // Избранные психологические труды. - Т. 2. - 1980. - С. 113

5. Серебрякова Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников : дис.... канд. психол. наук. М., 1956

6. Неймарк М. З. Психологическое изучение направленности личности подростка : дис. ... д-ра психол. наук. М., 1972 : Савонько Е. И. Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку другими людьми : дис.... канд. психол. наук. М., 1970

7. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности в детском возрасте / Л.И.Боживич. - М.: МПСИ, 2019 - 349 с. 

8. Выготский, Л.С. Детская психология / Собрание сочинений. - Т.4. / Л.С.Выготский. - М.: Союз, 2017. - 224 с. 

9. Грецов, А.Г. Практическая психология для подростков и родителей / А.Г.Грецов. - СПб: Питер, 2018. - 214 с. 

10. Дружинин, В.Н. Психология ХХI века / В.Н.Дружинин. – М.: ИНФРА- 2019. - 563 с. 

11. Дубровина, И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В.Дубровина. - М.: Педагогика, 1987. - 280 с. 

12. Журавлев, А.Н. Социальная психология: Учебник / А.Н.Журавлев, В.А.Соснин, Е.А.Красникова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 336 с.

13. Игумнов, С.А. Психология детей шестилетнего возраста / С.А.Игумнов. - Мн: Паритет, 2019. - 288 с. 

14. Козлова, С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру / С.А.Козлова. - М.: Линка–Пресс, 2020 - 120 с. 

15. Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии, психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, С.А.Игумнов. - СПб: Питер, 2017. - 480 с. 

16. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335 с. 

17. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1979. - 175 с.

18. Кон, И.С. Самосознание: Открытие «Я». Психология ранней юности / И.С.Кон. - М.: Политиздат, 1989. - 254 с.

19. Крылов А.А. Социальная психология / А.А.Крылов, М.А.Захаров. - М.: ПБОЮП. 2001. - 140 с. 

20. Лебеденко, Е.Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е.Н.Лебеденко. – М.: Книголюб, 2019. - 64 с. 

21. Леонтьев, А.Н. Очерки психологии детей / А.Н.Леонтьев. - М.: Педагогика, 2018. - 105 с. 

22. Лидерс, А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / А.Г.Лидерс. - М.: Издательский центр «Академия», 2021. - 256 с

23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина. - Воронеж: НПО «Модек», 1997. - 125 с. 

24. Личко, А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е.Личко. - М.: Издательство ЭКСМО Пресс, 1999. - 147 с. 

25. Мухина, В.С. Детская психология / В.С.Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 302 с. 

26. Новак, А. Обратная связь о состоянии группы и участников социально-психологического тренинга в конце дня / А.Новак // Журнал практического психолога. - М.: 2018. - №2. - с 79-83.

27. Орлова, И.В. Тренинг профессионального самосознания / И.В.Орлова. - М.: Издательство «Речь», 2018. - 200 с.

28. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. – М.: Межд. пед. академия, 1994. - 680 с. 

У контрольной группы (взрослых), напротив, прослеживается нежелание изменений в существующий групповой ситуации, а также об их неактивном участии в групповой деятельности. Это говорит о недостаточной мотивации для достижения положительных результатов. Проанализировав полученные данные группы детей были выявлены выскокие показатели в шкале самоуважения – 67% и всего 33% испытуемых относятся к шкале самоунижения. Полученые данные свидетельствуют о том, что у детей изначально есть потенциал, тенденция к росту и развитию, часто это является последствием тесных и хороших взаимотношений между детьми и родителями. В школе у детей в целом формирование Я-концепции тесно связанно с мотивационным уровнем. Дети часто хотят быть лидерами, и именно желание выделяться и быть лидером в своей группе помогает в формировании высокого уровня самоуважения и чувства уверенности в себе. Полученые данные так же свидетельствуют о том, что под влиянием новой ведущей деятельности у младших школьников формируется более устойчивая структура мотивов, в которой мотивы учебной деятельности становятся ведущими. В них отражается стремление к собственному благополучию (заслужить похвалу взрослых, получить хорошую оценку). Исследования показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самоотношения: высокий уровень самоуважения и низкий уровень самоунижения. Так же эти показатели свидетельствуют о том, что самоуважение у детей проявляется крайне редко. Все это говорит о том, что самоуважение младшего школьника динамично и имеет тенденцию к устойчивости, постепенно переходит во внутреннюю позицию личности. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооотношение начинает  выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника. Анализ психолого-педагогической литературы, результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы.