Проблема первичной школьной дезадаптации
Введение.
Поступление ребенка в школу - переломный период его развития. В силу индивидуальных психофизиологических особенностей обучающиеся по-разному справляются с усвоением новой социальной роли, включением в детский ученический коллектив. Учебная деятельность требует определенного уровня зрелости в физиологическом и социальном отношении. Отличительной особенностью роли ученика является то, что обучение в школе (в отличие от детского сада) является обязательной деятельностью. Актуальность проблемы первичной школьной дезадаптации обоснована большим количеством трудностей, связанных с адаптацией младшего школьника. В связи с этим, данный вопрос рассматривают специалисты различных областей: психологи, педагоги, дефектологи, педиатры, невропатологи, детские психиатры и т.д. Под школьной дезадаптацией подразумевается нарушение адекватных механизмов адаптации ребенка к школьной среде (внешним требованиям), которые влияют на его учебную продуктивность и взаимоотношения с окружающим миром. Проблему значимости процесса адаптации рассматривали многие авторы в педагогической и псхологической литературе (Ш.А. Амонашвили, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, И.А. Коробейников, С.А. Беличева, Л.С. Выготский, М.М. Безруких и т.д.). Объект исследования - дезадаптация младших школьников как психологический процесс. Предмет исследования - выявление, преодоление и предупреждение проявлений школьной дезадаптации у младших школьников. Цель исследования - рассмотреть особенности первичной школьной дезадаптации.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3
Глава I. Проблема первичной школьной дезадаптации................5
1.1. Возрастные особенности младших школьников....................5
1.2. Понятие школьной дезадаптации..........................................8
1.2.1. Адаптация к школе как
психологическая проблема…........................................................10
1.2.2. Характеристика и виды школьной
дезадаптации ….…...….…..........................................................14
1.2.3. Факторы, влияющие на развитие первичной школьной дезадаптации..........17
1.3. Особенности проявления и педагогические особенности
коррекции первичной школьной дезадаптации.......................21
1.3.1. Профилактика дезадаптации........................................24
1.3.2. Коррекционная работа..................................................25
Заключение................................................................................27
Список литературы.................................................................28
Список использованной литературы.
1. Амонашвили Ш. А. «Школа жизни»: М.: «Издательский дом Шалвы Амоншвили»- 1998.
2. С. И. Семенака «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе»: АРГТИ-2004.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология/Абрамова Г.С., М.; «Просвещение», 2000г., 624 с.
4. Берис Р. Развитие Л. концепции и воспитание/Берис Р., М.; «Просвещение», 1986г., 323 с.
5. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников: проблемы умственного развития, общения, личностные/Венгер А.Л.// ст. журнала «Дефектология», № 2, 2001г., С. 89-96.
6. Выготский Л.С. Собрание сочинений/Выготский Л.С.. М.; 1984г., 432 с.
7. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Л.М. Орлова Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития/Гамезо М.В., М.; изд-во МГОПУ, 1995г., 116с.
8. Дубровина М.В. Индивидуальные особенности школьников/Дубровина М.В., М.; «Просвещение», 1975г., 365 с.
9. Индивидуальные варианты развития младшего школьника/ под ред. Занкова А.В., М.В. Зверевой, М.; «Педагогика», 1973г., 176 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: от рождения до 17 лет /Кулагина И.Ю.; Учеб. пособ. - 3 е изд., М.; Изд-во УРАО, 1997г., 175 с.
11. Большой психологический словарь [Текст] / под редакцией Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – М.: Прайм-Еврознак. – 2003. – 672 с.
12. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, серия «Мастера психологии». – 2008. – 276 с.
13. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей [Текст] / под редакцией Д.И. Фельдштейна. – Москва-Воронеж.: Педагогика, издание 2-е стереотипное. – 1991. – 416 с.
14. Мухина В.С. Детская психология. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.- 352с.
15. Немов Р.С. Психология: Учебн. для студ. высш. учеб. пед. завед.: в 3 кн. – 3-е изд. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. – кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 640с.
16. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:1996.
17. Овчарова Р.В. Практическая психология в школе. М.: 1995.
Многие исследователи (в частности В.Е. Каган, Ю.А. Александровский, Н.А. Березовин, Я.Л. Коломинский, И.А. Невский) рассматривают школьную дезадаптацию как следствие дидактогении и дидаскогении. В первом случае психотравмирующим фактором признается сам процесс обучения. Информационная перегрузка в сочетании с постоянной нехваткой времени, не соответствующей социальным и биологическим возможностям человека, является одним из важнейших условий возникновения пограничных форм нервно-психических расстройств. Следует отметить, что у детей до 10 лет при их повышенной потребности в движении наибольшие трудности вызывают ситуации, в которых необходимо контролировать их двигательную активность. Когда эта потребность блокируется нормами школьного поведения, повышается напряжение мышц, ухудшается внимание, снижается работоспособность, быстро наступает утомляемость. Последующая разрядка, являющаяся защитной физиологической реакцией организма на чрезмерное перенапряжение, приводит к неконтролируемому двигательному беспокойству. Целесообразно включать в группу дезадаптированных детей, испытывающих трудности в общении со сверстниками или учителями, т.е. с нарушенными социальными контактами. Умение устанавливать контакт с другими детьми крайне необходимо для первоклассника, так как учебная деятельность в начальной школе носит ярко выраженный групповой характер. Отсутствие тренировки коммуникативных качеств порождает типичные коммуникативные проблемы. Когда ребенок активно отвергается одноклассниками или игнорируется, в обоих случаях имеет место глубокое переживание психологического неблагополучия, имеющее дезадаптивное значение. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на развитие первичной школьной дезадаптации влияют как внутренние, так и внешние факторы.