Связь уровня эмоционального интеллекта учителя начальных классов и учебной успешности его учеников

Скачать курсовую работу, в которой исследуется связь уровня эмоционального интеллекта учителя начальных классов и учебной успешности его учеников
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2023
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

К настоящему времени, в психологии, сравнительно недавно начали изучать эмоциональный интеллект, особенности его развития и влияние на межличностные взаимоотношения. Долгое время полагалось, что в области эмоций невозможно провести измерения и эмпирические исследования. Современная психология относит эмоциональную сферу к важной части  межличностных взаимоотношений людей. Добродушные, позитивные отношения в значительной степени определяю результат межличностного взаимодействия, определяют конечный результат деятельности в любой сфере. В воспитании детей эмоциональный фактор, играет ключевую роль в адаптации ребенка к взрослой жизни, дает ему уверенность в себе и правильном становлении личности. В межличностном общении, эмоциональный интеллект оказывается важной составляющей успешного решения поставленных задач, определяет результат общения. От развитости эмоционального интеллекта зависит успешность людей, которым по роду деятельности необходимо много общаться с другими людьми. В таких профессиях как педагог, менеджер, сфера обслуживания, и других видах деятельности направленных на межличностное взаимодействие, эмоциональная составляющая общения играет ключевую роль. В педагогической сфере для успешного решения поставленных задач особенно важна атмосфера, в которой проходит учебно-воспитательный процесс. От педагога зависит построение обучающей среды и психологического климата царящего в ней. Возможность грамотно организовать учебный процесс с учетом эмоциональной составляющей, требует от учителя высокого уровня развития эмоциональной составляющей личности. 

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 7

1.1.Сущность эмоционального интеллекта 7

1.2 Особенности развития эмоционального интеллекта 10

1.3 Особенности эмоционального интеллекта школьного учителя 14

1.4 Диагностика уровня эмоционального интеллекта 16

ГЛАВА 2. УЧЕБНАЯ УСПЕШНОСТЬ УЧЕНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 22

2.1 Факторы учебной успешности учеников начальной школы 22

2.2 Критерии оценки учебной успешности учеников начальной школы 24

2.3 Особенности связи уровня эмоционального интеллекта учителя начальных классов на учебную успешность его учеников 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Амирова Л. А. Социальный портрет сельского учителя: результаты сравнительного исследования сельских и городских педагогов / Л. А. Амирова, В. Н. Антошкин // Russian Journal of Education and Psychology. – – №9.

2. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева. - М.: БХВ-Петербург, 2017. - 665 c.

3. Кетс де Врис Манфред Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Кетс де Врис Манфред. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 686 c.

4. Крафвелл, Томас Проверь свой эмоциональный интеллект / Томас Крафвелл. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.

5. Кочетова Ю.А., Климакова М.В. Методы диагностики эмоционального интеллекта // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 106—114. 

6. Манфред Кетс де Врис Мистика лидерства. Развитие эмоционального интеллекта / Манфред Кетс де Врис. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 278 c.

7. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к изменениям / Коллектив авторов. - М.: Когито-Центр, 2020. - 587 c.

8. Стивен, Дж. Стейн Преимущества EQ. Эмоциональный интеллект и ваши успехи / Стивен Дж. Стейн, Говард И. Бук. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2015. - 384 c.

9. Тэллон, Роберт Осознанность в действии. Эннеаграмма, коучинг и развитие эмоционального интеллекта / Роберт Тэллон. - М.: Ориенталия, 2018. - 724 c.

10. Хлевная, Е.А. Где твоя волшебная кнопка? Как развивать эмоциональный интеллект / Е.А. Хлевная. - М.: Питер, 2018. - 400 c.

11. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении [Текст] / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

12. Болдырева Т.А. Латентная роль учителя в субъектной оценке семейного благополучия ребенка 7-9 лет / Т.А. Болдырева, Л.В. Тхоржевская, О.В. Коноплева // Вестник Оренбурского государственного универсистета. – 2018. - №3. – С. 73-82.

13. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников. Методическое пособие для учителя [Текст] / В.И. Максакова. – М.: Просвещение, 2003. – 256 с.

14. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие [Текст] / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф. Прокина. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.

15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн, К.А. Альбуханова-Славская. – СПб.: Питер, 2017. – 288 с.

Электронные источники

17. Возрастные особенности уровня развития эмоционального интеллекта студентов и работающих взрослых. Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vozrastnye-osobennosti-urovnya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-studentov-i-rabotayuschih-vzroslyh (дата обращения: 28.03.2022)

18. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. Электронный ресурс. – URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/kontrol-i-otsenka-rezultatov-obucheniya-v-nachalnoj-shkole.html (дата обращения: 28.03.2022)

19. Мотивация поведения личности. Электронный ресурс. – URL: https://psyera.ru/2891/motivaciya-povedeniya-lichnosti (дата обращения: 28.03.2022)

20. Мотивация поведения личности. Электронный ресурс. – URL: https://www.pragmatist.ru/motivaciya-truda/motivaciya-povedeniya-lichnosti.html (дата обращения: 28.03.2022)

21. На что влияет эмоциональный интеллект и почему без него не обойтись. Электронный ресурс. – URL: https://style.rbc.ru/life/5aeae3d59a79477711805023 (дата обращения: 28.03.2022)

22. Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Электронный ресурс. – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/osobennosti_razvitiya_emocionalnogo_intellekta_v_yunosheskom_vozraste/#faktory-razvitiya-emocionalnogo-intellekta-v-yunosheskom-vozraste (дата обращения: 28.03.2022)

23. Особенности развития эмоционального интеллекта у дошкольников. Электронный ресурс. – URL: https://www.prodlenka.org/stati-obr/obobschenie-opyta/15314-osobennosti-razvitiya-emocionalnogo-intelekta-y-doshkolnikov (дата обращения: 28.03.2022)

24. Особенности эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста. Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-emotsionalnogo-intellekta-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 28.03.2022)

25. Основные факторы, влияющие на успешность школьного обучения. Электронный ресурс. – URL: https://multiurok.ru/files/osnovnye-faktory-vliiaiushchie-na-uspeshnost-shkol.html (дата обращения: 28.03.2022)

26. Развитие эмоционального интеллекта в обучении взрослых. Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-v-obuchenii-vzroslyh (дата обращения: 28.03.2022)

27. Развитие эмоционального интеллекта педагогов как фактор готовности к профессиональной деятельности. Электронный ресурс. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-pedagogov-kak-faktor-gotovnosti-k-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.03.2022)

28. Роль эмоционального интеллекта в развитии профессиональной мотивации. Электронный ресурс. – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/rol_emocionalnogo_intellekta_v_razvitii_professionalnoy_motivacii/ (дата обращения: 28.03.2022)

29. Что такое эмоциональный интеллект, для чего он нужен и как его развить в себе. Электронный ресурс. – URL: https://blog.agrokebety.com/chto-takoye-emotsionalnyy-intellekt (дата обращения: 28.03.2022)

30. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ФАКТОР УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ РАБОТОЙ ПЕДАГОГАМИ. Электронный ресурс. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19696 (дата обращения: 28.03.2022)

31. Овчинников, А. Д. Критерии учебной успешности детей младшего школьного возраста/ А. Д. Овчинникова. – Текст : //Молодой ученый. –2019. – №38(276). – С. 172-173. – URL: https://moluch.ru/archive/276/62513/ (дата обращения: 20.04.2022)

Высокая самооценка и самоодобрение – устойчивое положительное эмоциональное состояние является важным условием успешного общения, в том числе в профессиональной среде. Внутреннее согласие с самим собой, эмоциональный комфорт способствуют одобрению других людей и, соответственно, моделируют комфорт в процессе общения с другими людьми. Общение, осуществляемое на основе эмпатии, обеспечивает понимание эмоциональной окраски высказываний говорящего, определение системы нравственных ценностей собеседника и общий фон, и полюс отношений, выявление явного и переносного значений коммуникации. Учитывая возрастные особенности, важнейшее условие грамотного и комфортного профессионального общения предполагает эмпатическое отношение к детям, которое требует серьезной внутренней работы по осознанию себя и личностному росту, переосмыслению своего поведения. Эмоциональный отклик эффективен в межличностном общении, делает общение более комфортным. В состоянии более легкого общения личность педагога и личность ученика взаимопроникают, образуя общее эмоционально-психологическое пространство, в котором происходит творческий процесс развития личности ученика и приобщения к человеческой культуре. 
Наличие эмоциональной устойчивости в педагогической работе позволяет ориентироваться в измененных условиях работы с детьми и, сохраняя самообладание быстро находить оптимальные решения в нестандартных обстоятельствах.