Приемы синтагматического и ритмического анализа художественных текстов
Введение
Актуальность исследования данной работы обусловлена возрастающим интересом лингвистов к изучению процессов развития естественного языка, а также из-за не изученной до конца проблемы ритмической структуры английской выразительности. Традиционно в языкознании интонация считается акустическим фактором. Под интонацией (от лат. intonare — произносить форте, что означает ударение в голосе) мы понимаем звуковую форму высказывания, систему вариаций (модуляций) высоты, громкости и тона голоса, организованную ритмом, ритмом и звуком. Интонация – это группа просодических элементов речи, таких как мелодия, ритм, ритм, интенсивность, акцентная структура, тон и др. Интонация – это ритмико-мелодическая особенность речи, особенность речевой речи. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных смыслов и синтаксических категорий, а также экспрессивно-эмоциональной окраской. Ритм — универсальное явление, одна из форм существования материи, особая форма движения. Поэтому его ищут представители самых разных областей знаний: от философов до биологов, от музыкантов до лингвистов. Речевой ритм – это средство речевой выразительности, основанное на равномерном обмене соответствующими единицами речи. Изучением скорости речи в той или иной мере занимались многие ученые из разных стран. Наиболее значительный вклад в изучение этой проблемы внесли следующие ученые: А.М. Антипова, Д. Аберкромби, Э. А. Бурой, В. Матезиус, Н. В. Светозарова, Н. В. Черемисина и другие. Методический подход к анализу художественного произведения, обеспечиваемый программами литературного чтения, позволяет учителю избежать односторонности в изучении художественного произведения, в котором в качестве объекта - рассмотрение. Внимание начинающего читателя следует также обратить на образный характер художественного произведения, на отношение автора к окружающей среде, на ценностные ориентации и на нравственные проблемы, волнующие автора. Объектом исследования является сам процесс формирования голосовых единиц, а также время от времени повторяющихся с неоднозначной степенью сложности: ритмическая группа, синтаксис, выразительность, над фразовые единицы, которые чередуются с остальными по принципу функциями. Предмет исследования – это и есть та самая ритмическая структура английских и русских синтагм, а также является рассмотрение сущности термина «синтагма» и структурных «уникальностей» синтаксиса русского и английского языков.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
1 Теоретические основы исследования……………………………………...7
1.1 Понятия о синтагме и ритме в текстах художественного стиля………….7
1.2 Синтагматическая основа ритма художественной прозы………………...21
1.3 Топологический подход к изучению художественного текста…………..25
2 Синтагматический и ритмический анализ художественных текстов...34
2.1 Ритмо-интонационные характеристики в системе трехуровневого анализа художественного текста………………………………………………………....34
2.2 Методика исследования ритма художественных текстов………………...44
2.3 Синтагматический анализ предложения в текстах художественного стиля………………………………………………………………………………55
Заключение……………………………………………………………………...61
Список использованных источников………………………………………..64
Список использованных источников
1. Антипова А.М. Беседы о ритме. // ИЯШ, №1, 1986. – С. 52.
2. Антипова А.М. Ритмическая система английского языка. // ИЯШ, №2, 1990. – С. 17-18.
3. Антипова А.М. Система английской речевой интонации. – М., 1979. – C. 24-26.
4. Антипова А.М. Интонация и языковое сознание. // ИЯШ, №2, 1990.
5. Антипова А.М. Фонетические признаки ритмической группы (на материале русского и английского языков). // Сб. научн. тр. МГПИИЯ им. М. Тореза, 1990.
6. Абакумова О.В., Бердникова Л.В., Величкова Л.В., Петроченко Е.В. Интонация и языковое сознание. Воронеж, 2001.
7. Барт Р. Лингвистика текста // Новое в зарубежной лингвистике. – Вып. УШ. М., 1978.
8. Богородицкий В.А. Фонетика русского языка в свете экспериментальных данных. – Казань, 1930.
9. Бодуэн де Куртенэ, И. А. «Отрывки из лекций по фонетике и морфологии русского языка». – 1874. – C. 57- 58.
10. Бондарко Л.В., Вербицкая Л.А. Стили произношения и типы произнесения. // Вопросы языкознания, №2, 1974.
11. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи. – М., 1969. – С. 13-15.
12. Виноградов В.В. Понятие синтагмы в синтаксисе русского языка. – М., Учпедгиз, 1950. - С. 38.
13. Всеволодский–Гернгросс В.Н. Теория интонации. – С. Пб., 1922. – C. 78.
14. Всеволодский–Гернгросс В.Н. Теория интонации русской речи. – С. Пб., 1922. – C. 22-23.
15. Гальперин И.Р. О понятии «текст». // Вопросы языкознания. – №6 – 1974. – C. 125.
16. Гальперин И.Р. Текст как объем лингвистического исследования. – М., 1981. – C. 68-69.
17. Дридзе Т.М. Текст как иерархия коммуникативных программ (информационно-целевой подход). // Смысловое восприятие речевого сообщения. – М., 1976. – С. 23-24.
18. Жданова Л.М. Синтагма как единица текста. // Сб. научных трудов МГППИя им. Мориса Тореза. – Вып. 267 – 1987.
19. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как в целом. // Синтаксис текста. – М., 1979. – C. 134.
20. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М. 1983 – C. 44.
21. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – М., 1979. – C. 88-90.
22. Лотман Ю.М. Структурная поэтика. - М., 1979. – C. 39-42.
23. Немченко Н.Ф. Фразовая интонация славянских языков. – М., 1977. – С. 64-69
24. Нушикян Э.А. Типология интонации эмоциональной речи. Киев, 1986. – С. 69-71.
25. Орлова Е.В. О восприятии звуков// Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966
26. Пешковский А.М. Интонация и грамматика. // А.М. Пешковский. Избранные труды. – М.,1959 – C. 40-43.
27. Светозарова Н.Д. Словесное ударение и фразовая интонация в русском языке. – М., 1977. – C. 77-80.
28. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. -Ленинградский университет. – 1982. – C. 145.
29. Светозарова Н.Д. Просодическая организация высказывания и интонационная система русского языка. АДД. Л., 1983. – С. 132.
30. Фердинанда де Соссюра «Курс Общей лингвистики». - 1916. – С. 99-101.
31. Цеплитис Л.К. Анализ речевой интонации. Рига, 1974 – С. 12-15.
32. Черемисина-Ениколопова Н.В. Русская интонация: поэзия, проза, разговорная речь. – М., 1989.
33. Черемисина-Ениколопова Н.В. Законы и правила русской интонации. – М. – «Флинта», «Наука» – 1999.
34. Черемисина-Ениколопова Н.В. Фонетические способы передачи логического ударения и их функционально-стилистическое использование. // Сб. научных трудов МГППИя им. Мориса Тореза. – Вып. 268. – 1987. – С. 105.
35. Черемисина-Ениколопова Н.В. Интонационная модель звучащего текста. // Сб. научных трудов МГППИя им. Мориса Тореза. – Вып. 259 – 1985. – С. 73-76.
36. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М, «Наука», 1974. – С. 45.
Во время анализа учащимся следует понимать и характеристики образа (героя, пейзажа и т. д.) и его суть, то есть ту нагрузку, которую он несет в течении всего произведения. Потому, как в детской литературе художественный образ — это в основном персонаж, то прежде всего нужно провести работу над манерой поведения главного героя по сюжету (характер выражается только в действии и невозможно отделить анализ персонажа от сюжета). Не следует забывать, что главный герой характеризуется своей речью и авторскими словами (объяснения внешности, поведения персонажей). Нужно также рассмотреть взаимоотношения персонажей, так как любое действие в эпическом произведении основано на них. А также необходимо, чтобы дети осознавали мотивы, причины поведения персонажей. В том случае, если в работе присутствуют описания пейзажей или интерьеров, то следует рассмотреть их роль в тексте. Идея произведения раскрывается во взаимодействии образов. Восприятие идеи шаг за шагом приближает учащихся к понятию идеи автора-собеседника, ведь именно идея является тем, что именно писатель замыслил в своем произведении. Пожалуй, следует начать с того, что анализ – это воображаемый разговор с произведением и автором, учащийся выступает и в роли партнера по диалогу. В данном ключе можно разглядеть личное отношение читателя к содержанию. Следует рассмотреть подробнее этапы образного анализа. Анализ образа главного героя помогает нам понять, как автор стремится изложить читателю представление о характере и манере поведения, раскрывая то, что скрыто от глаз: мысли и чувства героев, основные черты их характера. Важно научить детей рассуждать на тему об основных чертах персонажей, научить делать выводы по поведению главного героя не только по его поступкам, но и по причинам, которые вызвали тот или иной поступок.