Нарушения словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Скачать курсовую работу, в которой исследуются нарушения словообразования существительных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2023
Объем файла
127 Кб
Количество страниц
31
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: Правильная и грамотная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и совершеннее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его развитие.
В настоящее время проблемой логопедической работы становится увеличение количества детей, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР). Среди детей с речевой патологией дети с ОНР составляют самую многочисленную группу - около 40%. Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития т.е. имеющих нарушение всех компонентов языковой системы, в том числе нарушение словообразования. Словообразование (вместе со словоизменением) является мощнейшим стимулом, основной «пружиной» развития речи».
Широкая распространенность данного речевого нарушения обусловила пристальный интерес исследователей к проблеме на протяжении нескольких десятилетий. Так, изучением основных закономерностей, последовательности и этапов становления словообразовательной системы языка в онтогенезе занимались лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты, такие как В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, Т.Н. Ушакова, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Научно-теоретическое обоснование проблемы и исследование нарушения словообразования у старших дошкольников 6

1.1 Словообразовательный компонент языковой способности детей дошкольного возраста 6

1.2 Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня 15

ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 22

Глава 2. Характеристика нарушения словообразования существительных у СТАРШИХ дошкольников с ОНР III уровня 24

2.1. Организация и содержание обследования словообразования 24

2.2. Анализ полученных результатов 2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 5

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 6

Приложение 9

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи / Н.М. Быкова. - СПб: Детство-Пресс, 2013. – 160 с.

2. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. – 2004. - № 1. - С. 34-40.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М. Мозаика-Синтез, 2006 – 56 с.

4. Глистина И.А. Особенности эмоционального развития дошкольников с общим недоразвитием речи / И.А. Глистина // Практическая психология и логопедия. - 2006. - № 5 (22). - С. 30-36.

5. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Г.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. – 288 с.

6. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учебное пособие / Е.А. Земская. – М.: Наука, 2009. – 323 с.

7. Ибатова Г.Б. Состояние словообразовательных навыков у дошкольников с ОНР (обзор литературных данных) / Г.Б. Ибатова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы III междунар. науч. конф. - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 102-106.

8. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи / Р.А. Кирьянова. - СПб: Каро, 2002. – 368 с.

9. Климонтович Е.Ю. Коррекционная работа с детьми, страдающими общим недоразвитием речи III степени / Е.Ю. Климонтович // Школа здоровья. - 2008. - № 1. - С. 43-46.

10. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) . - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с. 66

11. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи – СПб.:2006. 

12. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.:ВЛАДОС, 2001.

13. Левина Р.Е. Логопедия. Предмет логопедии: (из книги: «Основы теории и практики логопедии» / под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1967. - С. 7-29.) / Р. Е. Левина // Логопедия сегодня. – 2011. – № 2. – С. 12-25.

14. Левина Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи / Р. Е. Левина. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – 310 с.

15. Логопедия. Методическое наследие: Пособие / Под ред. Л.С. Волковой. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М.: Владос, 2013. - 480 с.

16. Логопедия: Учебник / Под. ред. Л.С. Волковой. - М: ВЛАДОС, 2009. -703 с.

17. Медведева Т.В. Координирование работы логопеда и воспитателя по формированию связной речи детей с третьим уровнем речевого развития / Т.В. Медведева // Дефектология. - 2002. - № 3. - С. 84-88.

18. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. – М.: Аркти, 2005. - 240 с.

19. Неретина Т.Г. Специальная педагогика и коррекционная психология: УМК / Т.Г. Неретина. – М.: Флинта, 2010. – 376 с.

20. Основы специальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2003. - 480 с.

21. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. - М.: В. Секачев, 2007. - 224 с.

22. Синельцева Т.Н. Особенности формирования процессов словообразования в онтогенезе / Т.Н. Синельцева // Актуальные вопросы специального образования. - 2009. – № 6. – С. 220.

23. Современный русский язык: Морфемика и словообразование: учебное пособие / Составитель Е.М. Бебчук. – Воронеж, 2007. – 28 с.

24. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. – М.: ГНОМ и Д, 2005. – 144 с.

25. Туманова Т.В. К вопросу о состоянии процессов словообразования у младших школьников с недоразвитием речи (статья) / Т.В. Туманова // Начальное образование. – 2005. - №4. – С. 34-41.

26. Туманова Т.В. Особенности словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова. - М.: МГПУ, 2005. – 350 с.

27. Туманова Т.В. Процесс словообразования у младших школьников с недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Начальное образование. - 2007.-№4. - С. 17-23.

28. Туманова Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с ОНР / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2002. - №4. - С. 85-99.

29. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей ДОУ / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Владос, 2003. – 288 с.

30. Филичева Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 224 с.

31. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. - М.: Дрофа, 2010. – 189 с.

32. Филичева Т.Б. Особенности словообразовательной и коммуникативной активности детей дошкольного возраста с нарушениями речи / Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Гущина Ю.Р. // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 5-9.

33. Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

В импрессивной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня как отмечает Р.Е. Левина отмечается существенное снижение понимания оттенков значений однокоренных слов. Этот уровень речевого развития характеризуется длительным периодом не расчленённого воспроизведения слов родного языка как доминантной особенностью. Таковое слитное воспроизведение словесных форм автор считает препятствием к проведению аналитической переработки усваиваемого извне речевого материала, что впоследствии препятствует овладению операциями c языковыми знаками. В частности, со словообразовательными морфемами, что приводит к такому состоянию словарного запаса, которое характеризуется в литературе особой скудностью, ограниченностью по сравнению c лексическим запасом нормально развивающихся сверстников. Это отчётливо проявляется при изучении у них состояния предметного, глагольного словаря и словаря признаков. Дети, находящиеся на третьем уровне речевого развития, затрудняются даже в образовании некоторых уменьшительно-ласкательных форм имён существительных. Тем более затруднительным для них является образование относительных и притяжательных имён прилагательных и приставочных глаголов (деревко - деревце, ведречко - ведёрко, деревкин - деревянный и т.д.). Такая недостаточность приводит к стойким и постоянным лексическим ошибкам, таким как: замены названий действий словами, близкими по ситуации и внешним признакам (подшивает -шьёт, вырезает -рвёт и прочее), непонимание и неточное употребление названий форм предметов (овальный, прямоугольный, треугольный и т.д.), недостаточное употребление прилагательных (в первую очередь - относительных и притяжательных), неправильное образование существительных, прилагательных и глаголов суффиксальным и префиксальным способами и т.д.