Особенности взаимоотношений старших подростков в школьном коллективе

Скачать курсовую работу, в которой исследуются особенности взаимоотношений старших подростков в школьном коллективе
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
24.10.2023
Объем файла
97 Кб
Количество страниц
33
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы молодёжи всегда приковывали внимание, но особенно актуальными они стали в последнее время. Повышение уровня образованности и материального благосостояния членов нашего общества расширило возможности развития и удовлетворения духовных и материальных потребностей подрастающего поколения, но сделало более сложным формирование желаний и стремлений [12].
Подростковый возраст является переходным периодом в жизни ребенка. Для него характерны такие признаки, как: повышенная агрессия, изменения настроения, изменения анатомических и физических форм подростка. Но главное для подростка – это общение. Важную роль в жизни подростка играет общение со сверстниками, которое меняет представление подростков о мире [5].
Изучению этого вопроса уделяют большое внимание в современных исследованиях зарубежные и отечественные авторы, что определяет данную проблему как актуальную тему изучения. Исследованию этой проблемы занимались такие ученые, как: А. А. Бодалев, И. С. Кон, О. С. Холодковская, В. А. Пашнина, А. Алексеев, А. В. Петровский, А. Стреляной, Б. З. Вульфов, Ю. И. Фролов, А. Я. Варга, Г. А. Ковалеви и другие. У ребенка данного возрастного периода возникает ясное представление об эталоне дружбы, однако обычным явлением этого периода является не столько дружба с одним сверстником, сколько товарищество, которое ведет за собой более широкое общение со сверстниками [18; 24; 28].

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Проблемы изучения взаимоотношений старших подростков в психолого-педагогической литературе 7

1.1 Сущность и особенности процесса взаимоотношений и отношений старшего подросткового возраста 7

1.2 Роль количества детей в процессе взаимоотношения старших подростков 17

2 Эмпирические методы исследования взаимоотношений старших подростков в школьном коллективе 21

2.1 Методики исследования взаимоотношений старших подростков в школьном коллективе 21

2.2 Результаты исследования и их интерпретация 24

2.3 Разработка методических рекомендаций 25

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Абульханова-Славская, К. А. Психология и сознание личности : (проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) : избранные психологические труды / К. А. Абульханова-Славская. – Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Модэк, 1999. – 216 с. – (Психологи Отечества). – ISBN 5-89502-067-4 // Log-in.ru : [сайт]. – 2022. – URL: http://log-in.ru/books/psikhologiya-i-soznanie-lichnosti-abulkhanova-k-a-obshaya-psikhologiya/#read (дата обращения: 09.03.2022).

2. Байбородова, Э. Ю. Психологические особенности взаимодействия обучающихся в школьных коллективах / Э. Ю. Байбородова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2018. – № 1. – С. 18–28. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/309319 (дата обращения: 11.03.2022). 

3. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь : учебное пособие / В. В. Бойко. – Санкт-Петербург : Союз, 2002. – 160 с. – (Практическая психология). – ISBN 5-94033-120-3.

4. Бостанова, Л. А. Ведущая деятельность и особенности проявления конформизма в общении подростков со взрослыми и сверстниками / С. Н. Бостанова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61–4. – С. 266–269. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36809697 (дата обращения: 12.03.2022).

5. Вахитова, Ю. Р. Психолого-педагогическая коррекция межличностных отношений старших подростков / Ю. Р. Вахитова // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 77–81. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=23372580 (дата обращения: 12.03.2022).

6. Волков, Б. С. Психология подросткового возраста : учебник (бакалавриат). – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2016. – 266 с. – ISBN 978-5-406-04939-6. 

7. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Юрайт, 2022. – 160 с. – (Антология мысли). – URL: https://urait.ru/bcode/452935 (дата обращения: 10.03.2022). – ISBN 978-5-534-06998-3.

8. Дмитриева, Н. Ю. Кризисы детского возраста. Воспитание подростков / Н. Ю. Дмитриева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2016. – 157 с. – (Психология). – ISBN 978-5-222-26317-4.

9. Зимина, М. А. Социальный статус подростка в коллективе сверстников / М. А. Зимина // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1354–1357. 

10. Ибрагимов, Ч. А. Внутриличностные и межличностные конфликты в подростковом возрасте / Ч. А. Ибрагимов // Культура и образование: от теории к практике. – 2015. – Т. 1, № 1. – С. 152–156. 

11. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон. – Москва : Просвещение, 1982. – 207 с. – (Библиотека классного руководителя).

12. Кондратьев, М. Ю. Психология отношений межличностной значимости : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / М. Ю. Кондратьев, Ю. М. Кондратьев. – Москва : Per Se, 2006. – 271 с. : ил., табл. – (Современное образование). – ISBN 5-9292-0154-4.

13. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология» / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. – Москва : Аспект Пресс, 2009. – 318 с. – ISBN 978-5-7567-0547-8. 

14. Макарова, И. Н. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности на её конформное поведение в подростковом возрасте / И. Н. Макарова // Дружининские чтения : сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции (Сочи, 26–27 мая 2017 года)  / под редакцией: И. Б. Шуванова [и др.]. – Сочи : Сочинский государственный университет, 2017. – С. 66–70. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32464358 (дата обращения: 10.03.2022 ).

15. Манакова, М. В. Психолого-педагогические условия развития межличностных отношений в подростковом возрасте / М. В. Манакова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 65–4. – С. 288–292. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-mezhlichnostnyh-otnosheniy-v-podrostkovom-vozraste/viewer (дата обращения: 11.03.2022). 

16. Масальская, Ю. А. Влияние межличностных отношений в подростковом возрасте на формирование личности / Ю. А. Масальская // Вестник инновационного евразийского университета. – 2017. – № 2. – С. 73–77. – URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/311510 (дата обращения: 11.03.2022). 

17. Мухина, В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. – 15-е изд., стер.  – Москва : Академия, 2015. – 655 с. : портр. – (Высшее образование). – ISBN 978-5-4468-2273-7. 

18. Новейший психолого-педагогический словарь / редакция А. П. Астахов. – Минск : Современная школа, 2010. – 925 с. – ISBN 978-985-513-724-6.

19. Подольский А. И. Подросток в современном мире : заметки психолога / А. И. Подольский, О. А. Идобаева, Л. А. Идобаев. – Санкт-Петербург : Каро, 2007. – 272 с. – ISBN 978-5-89815-932-0. 

20. Психологическая теория коллектива / А. В. Петровский, В. В. Шпалинский, И. А. Оботурова [и др.] ; под редакцией А. В. Петровского. – Москва : Педагогика, 1979. – 239 с. : ил. 

21. Психология подростка : учебник / под редакцией А. А. Реана. – Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2006. – 480 с. : ил., табл. – (Проект Психология лучшее). – ISBN 5-93878-230-9. 

22. Развитие культуры общения в подростковой среде. Программа, разработки занятий, рекомендации / автор-составитель О. Н. Рудякова. – Волгоград : Учитель, 2011. – 151 с. – (В помощь школьному психологу). – ISBN 978-5-91651-021-8.

23. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 713 с. : ил. – (Мастера психологии). – ISBN 978-5-314-00016-8.

24. Социальные коммуникации : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / А. К. Болотова, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская. – Москва : Гардарики, 2008. – 279 с. – (Disciplinae). – ISBN 978-5-8297-0339-4. 

25. Ухторский, А. А. Взаимосвязь черт характера и типов межличностных отношений у подростков / А. А. Ухторский // От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития : сборник докладов III Межвузовской конференции молодых ученых / редактор-составитель А. С. Обухов ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Институт детства. – Москва : Московский педагогический государственный университет, 2018. – С. 231–234. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=500466&page_id=231 (дата обращения: 27.02.2022).

26. Фельдштейн, Д. И. Психология взросления : структурно-содержательный характеристики процесса развития личности :избранные труды / Д. И. Фельдштейн. – 2-е изд. – Москва : Московский психолого-социальный институт : Флинта, 2004. – 670 с. : ил. – ISBN 5-89502-096-8. 

27. Фиофанова, О. А. Психология взросления и воспитательные практики нового поколения : учебное пособие / О. А. Фиофанова. – 2-е изд., стер. – Москва : Флинта, 2017. – 120 с. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=114741  (дата обращения: 12.03.2022). – ISBN 978-5-9765-1236-8. 

28. Хухлаева, О. В. Психология подростка : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / О. В. Хухлаева. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2008. – 160 с. – (Высшее профессиональное образование). – ISBN 978-5-7695-5049-2.

29. Чудновский, В. Э. Становление личности и проблемы смысла жизни : избранные труды / В. Э. Чудновский. – Москва : Издательство Московского психолого-социального института ; Воронеж : Модэк, 2006. – 766 с. – (Психологи России). – ISBN 5-89502-903-5. 

30. Шабышева, Ю. Е. Психологические средства коррекции дезадаптивного поведения подростков : монография / Ю. Е. Шабышева ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Омский государственный педагогический университет. – Омск : Издательство ОмГПУ, 2012. – 294с. : ил., табл. – ISBN 978-5-8268-1647-9. 

Исследование по теме «Особенности взаимоотношений старших подростков в школьном коллективе», проходило в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средняя общеобразовательная школа № 17 имени  Героя Советского Союза генерал – майора В. В. Колесника города Славянска-на-Кубани муниципального образования Славянский район. В исследовании приняли участие дети 9 классов в количестве  15 человек. Исследование проводилось с помощью методик. Первой мы использовали методику «Оценка отношений подростка с классом» (Ч. Д. Спилберг). Методика, которую мы провели в классе, называется «Оценка отношений подростка с классом», разработал эту методику Ч.Д. Спилберг. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего. Тип 1. Индивид воспринимает группу как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. Этот тип восприятия индивидом группы можно назвать «индивидуалистическим».