Влияние нарушения общения на психическое развитие ребенка раннего возраста
ВВЕДЕНИЕ
Современный период развития человеческого общества характеризуется более пристальным вниманием к дошкольному периоду жизни человека, становлению его личности, особенностям социализации, сохранению и формированию психически и физически здорового поколения. Человек не может жить, трудиться удовлетворять свои материальные и духовные потребности, не общаясь с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения окружающими. Общение является необходимым условием существования человека и вместе с тем одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе. Общение принадлежит к базовым категориям психологической науки.
Общение – это взаимодействие двух или более людей, обмен между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. При этом очень важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1 Понятие «дефицит общения» и его влияние на развитие ребенка Терминологический анализ понятий «дефицит общения»,
«госпитализм», «депривация»……………………………………………..
1.1 Значение общения в психическом развитии ребёнка………………….
1.2 Влияние дефицита общения на социальное развитие ребёнка ………
1.3 Влияние дефицита общения с матерью на эмоциональное развитие ребёнка………………………………………………………………………
1.4 Влияние дефицита общения на интеллектуальное развитие ребёнка..1.5Влияние дефицита общения на личностное развитие ребёнка……….
Глава 2 Диагностика уровней эмоционально-обусловленного поведения дошкольников, переживающих дефицит общения……………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованных источников……………………………
Список используемой литературы
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009
Алексеенкова Е.Г. Личность в условиях психической депривации. Учебное пособие для студентов вузов - СПб.: Питер, 2009
Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001
Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. – М.: Когито-Центр, 2000
Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – Екатеринбург, 2000
Блейхер В.М., Крук И.В. Словарь психиатрических терминов. М., 1995.
Большая психологическая энциклопедия / Ред. Дубенюк Н.- М.: Эксмо, 2007. http://psychology.academic.ru/
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК / Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко, 2003
Боулби Дж. Привязанность. – М.: Гардарики, 2003
Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей - 2 -е изд. - М.: Академический Проект, 2005
Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977
Буянов М.И. - Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988
Выготский Л.С. Лекции по психологии. – М.: Союз, 2006
Галигузова Л. Н., Лисина М. И. Становление потребности детей в общении со взрослым и сверстником.— В кн.: Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной.— М., 1980
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2003
Ильенков Э.В. С чего начинается личность. - М., 1984
Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: : Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001
Кондратьев М.Ю., Ильин В.А. Азбука социального психолога-практика. - М.: Издательство: ПЕР СЭ, 2007
Краткий психолог
Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру [13].
Л.С. Выготский ввел очень важное для педагогической психологии понятие «социальной ситуации развития». Социальная ситуация развития есть некоторая система отношений ребенка и социальной среды, которая определяет содержание, направление процесса развития и формирование его центральной линии, связанной с основными новообразованиями.
Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития.